Самозанятые – сравнительно новая категория исполнителей, которые предлагают свои услуги как обычным физическим лицам, так и бизнесу. Режим НПД только в 2021 году стал действовать по всей России, поэтому у заказчиков возникает много вопросов о том, как проверить самозанятого.
Для организации или ИП, которые заказали услуги или работы у предполагаемого плательщика НПД (налога на профессиональный доход), последствия могут быть весьма серьезными.
Дело в том, что если исполнитель уже снялся с учета в качестве самозанятого или вообще никогда им не был, заказчик обязан перечислить за него страховые взносы и удержать с вознаграждения НДФЛ. Если же исполнитель действительно имеет статус самозанятого, то взносы за него платить не надо, а со своими налоговыми обязательствами он разбирается сам.
Таким образом, при заключении договора надо точно знать, что человек зарегистрирован на сайте ФНС и платит НПД. Более того, в текст договора с исполнителем стоит внести специальный пункт об ответственности.
Формулировка может быть такой: «В случае снятия исполнителя с учета в качестве плательщика НПД в течение 3-х дней письменно сообщить об этом факте заказчику. При возникновении убытков, вызванных невыполнением этого условия, исполнитель обязуется возместить заказчику понесенные расходы, включая расходы на уплату НДФЛ и обязательных страховых взносов».
Кроме того, заказчику стоит до подписания договора самому проверить регистрацию самозанятого по ИНН. Тем более, что это можно сделать онлайн и бесплатно.
Как проверить статус самозанятого? Все очень просто, ведь открытый реестр плательщиков НПД ведет Федеральная налоговая служба. Надо только перейти по ссылке и ввести ИНН исполнителя, а также дату, на которую необходимо знать его статус.
В ответе сервиса будет сказано, является исполнитель плательщиком НПД или не является. Если нет, это еще не повод отказываться от его услуг, но придется за счет заказчика заплатить взносы и удержать НДФЛ с вознаграждения.
Не устраивает такой вариант? Можно договориться с исполнителем о снижении стоимости услуг или рекомендовать ему пройти регистрацию в качестве плательщика НПД. Если договориться не получится, можно найти другого исполнителя, имеющего статус самозанятого, ведь в этом качестве зарегистрировано уже полтора миллиона человек.
Только помните, что самозанятый исполнитель не может оказывать услуги своему действующему (или бывшему в течение двух лет) работодателю. Эта норма установлена законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ.
Итак, мы разобрались, как проверить самозанятого, но стоит еще сказать о документах, подтверждающих оплату его услуг.
Плательщики НПД не применяют кассовый аппарат, потому что чек самозанятого формируется с помощью приложения «Мой налог». При этом исполнитель обязан указать в чеке ИНН заказчика-юридического лица или ИП, а также наименование услуг.
Именно чек является документом, подтверждающим произведенные заказчиком затраты на оплату услуг. Об этом ФНС сообщила в письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Чек может быть передан в электронной или бумажной форме в установленные сроки.
Обычно это день расчета, но допускается направление чека не позже 9-го числа месяца, следующего после оплаты. Чек самозанятого является первичным документом, поэтому должен храниться не менее 5 лет. Проверить этот документ можно с помощью Q-кода.
Однако многие организации и ИП не ограничиваются только чеками, а заключают с исполнителем-самозанятым гражданско-правовой договор и оформляют соответствующие акты. Это позволяет избежать возможных споров о качестве услуг (работ) и сроках их выполнения.