Содержание
Компании, которая хочет выделиться на рынке, не обойтись без звучного и запоминающегося названия. Придумать интересный вариант можно самому или обратиться к специалистам по неймингу. Надо только учитывать, что фирменное наименование юридического лица должно соответствовать требованиям закона.
Как назвать ООО? Должно ли название организации быть уникальным? Какие ограничения есть при регистрации фирменного наименования? Давайте вместе разберемся в этой непростой теме.
Обязанность иметь фирменное наименование юридического лица установлена статьей 1473 ГК РФ. Именно под этим названием ООО выступает в гражданском обороте, то есть участвует в сделках, получает права и обязанности. Это как имя у человека – без него нельзя вписаться в социум и коммуницировать с окружающими.
Но можно ли считать фирменное наименование предприятия средством индивидуализации? На самом деле, частично, ведь под таким же названием может действовать другая компания.
И хотя 1471 ГК РФ защищает исключительное право на фирменное наименование, но его надо отстаивать в суде. При этом должны выполняться следующие условия:
Так должно название компании быть уникальным или нет? Как мы уже сказали, Гражданский кодекс дает право защитить фирменное наименование юрлица, но ведь не каждая организация таким правом воспользуется. Да и условие ведения аналогичной деятельности не всегда выполняется. В таком случае претензии к компании-тезке даже заявить нельзя.
Если же говорить о государственной регистрации, то ФНС не проверяет наименование предприятия на уникальность. Налоговой службе это не требуется, потому что каждой компании присваиваются свои уникальные регистрационные коды: ИНН, КПП, ОГРН. Вот по ним ФНС и отличает одну организацию от другой.
Поэтому в государственном реестре юридических лиц можно встретить компании с тождественным, то есть полностью совпадающим, названием. Та же хрестоматийная «Ромашка» в разных видах упоминается в ЕГРЮЛ 2644 раза.
Конечно, в идеале название организации должно быть уникальным. Но если это невозможно, то хотя бы проверьте с помощью сервиса ЕГРЮЛ, в какой сфере действуют уже созданные компании, название которых вы хотите повторить. Если сфера та же самая, помните о риске попасть под судебное преследование по иску правообладателя.
Кроме того, фирменное наименование юрлица может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. А это уже интеллектуальная собственность, которая регулируется другими статьями ГК РФ. Бесплатно проверить регистрацию названия в качестве ТЗ можно через официальный сайт Роспатента. Штрафы за использование чужого товарного знака (даже если знаком является просто название организации) могут достигать пяти миллионов рублей.
Однако уникальность фирменного наименования – это только один из важных критериев. В ГК РФ установлен еще ряд требований к названию организации.
Выбирая, как назвать фирму, помните, что нельзя использовать:
Такой запрет установлен, в первую очередь, чтобы не вводить в заблуждение контрагентов и потребителей. Ведь они могут решить, что имеют дело с официальными структурами.
Но в отношении слов «Российская Федерация», «Россия» и производных от них сделано исключение. Их можно использовать, если выполняется ряд условий, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 03.02.2010 N 52. Например, если не менее 25% уставного капитала общества находятся в собственности Российской Федерации.
Подобные запреты устанавливают и некоторые субъекты РФ. Так, в Москве использовать словесные символы города в названии предприятия можно только с согласия Геральдического совета столицы. Если вы хотите, чтобы наименование вашей компании включало в себя слова, указывающие на субъект РФ, уточните такую возможность в местной администрации. Возможно, что для этого тоже надо получать официальное согласие.
Кроме того, в названии ООО нельзя использовать обозначения, которые противоречат общественным интересам, гуманности и морали. Например, в Арбитражный суд г. Москвы по делу N А40-195593/14 обратилась организация, которая хотела сменить свое название на ООО «К. М. «ГосРегистрация». Налоговая инспекция вынесла решение об отказе, а суды поддержали позицию ИФНС.
В частности, апелляционный суд указал, что слово «госрегистрация» может вызвать стойкую ассоциацию с участием государства в деятельности организации. А это создаст недопустимые конкурентные преимущества, которые противоречат общественным интересам.
Что касается цифр, чисел, знаков препинания, специальных знаков, то прямого запрета на их включение в название компании нет. Но если у вас есть сомнения по этому поводу, то лучше заранее обратиться в ИФНС и уточнить такую возможность. Например, учредителю компании Оренбургской области пришлось пройти несколько судов, чтобы подтвердить свое право на использование знака амперсанд (&).
И еще один важный нюанс – название ООО не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Например, «Оптовая торговля» или «Строительство».
По закону компания должна иметь одно полное фирменное наименование на русском языке, в котором указывается его организационно-правовая форма.
Чаще всего полное название организации начинается с «Общество с ограниченной ответственностью», потому что это самая популярная правовая форма юрлица. Сокращенное наименование, с аббревиатурой «ООО», иметь необязательно, но на практике его используют повсеместно.
Дополнительно к полному и сокращенному наименованию на русском языке организация вправе иметь одно полное и (или) одно сокращенное на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке. Таким образом, максимально компания может иметь шесть наименований: три полных и три сокращенных (соответственно, на русском, иностранном и языке народов РФ).
Итак, мы выяснили, какие требования предъявляет закон к фирменному наименованию ООО, но этого, конечно, мало. Ведь название должно помогать компании выделяться на рынке и формировать лояльную аудиторию.
Для этого можно использовать слова, которые ассоциируются с:
А еще название ООО должно хорошо восприниматься на слух, легко передаваться в устной и письменной форме. Однако, даже идеальное фирменное наименование не будет работать, если за ним ничего не стоит, и наоборот.
Чем, на ваш взгляд, может заниматься компания, в названии которой есть сочетание «дикие ягоды»? Косметикой, продуктами, БАД? Ни то, и ни другое. А ведь с этой компанией вы наверняка знакомы. Это Wildberries (Вайлдберриз) – крупнейший онлайн-ритейлер.
Произнести и написать это название для русскоязычного пользователя весьма непросто. Особенно если сравнить его с названием конкурента Lamoda. А ведь судя по всем критериям второй вариант просто идеален – отражает сферу деятельности, легко читается, произносится и запоминается как на русском, так и на английском языке. Тем не менее, Wildberries обошел Lamoda и по размеру аудитории, и по объемам продаж.
Способов придумать название своей компании несколько. Во-первых, это может быть мозговой штурм учредителей с участием заинтересованных лиц, например, членов семьи и будущего руководителя. Наверняка у каждого из них найдутся свои примеры.
Во-вторых, можно изучить названия юрлиц с помощью сервиса ЕГРЮЛ. Просто введите в него какое-либо слово, которое имеет отношение к сфере вашего бизнеса, и вы увидите много интересных вариантов.
В-третьих, можно заказать несколько названий компании у специалистов по неймингу. Но для этого придется заложить определенный бюджет, не всегда скромный.
А еще подобрать интересный список названий фирм помогут специальные программы-генераторы. Их можно найти через поисковые системы. Конечно, полученные результаты надо оценивать критически.
Фирменное наименование ООО присваивается в процессе регистрации самого юридического лица, отдельной процедуры нет. Для этого на первой странице заявления по форме Р11001 указывают полное и сокращенное название фирмы.
Если регистрация прошла успешно, фирменное наименование сразу вносят в государственный реестр – ЕГРЮЛ. Позже его можно изменить, например, из-за нового направления бизнеса или смены состава участников. В таком случае в налоговую инспекцию подают заявление по форме Р13014, и через несколько дней новое название компании будет отражаться в реестре.