Содержание
- Что такое МФО
- Федеральный закон об МФО
- Виды МФО
- Может ли ИП получить статус МФО?
- Как открыть МФО: пошаговая инструкция
- Регистрируем юридическое лицо (ООО)
- Необходимые документы для регистрации ООО
- Куда подавать документы для регистрации ООО?
- Срок регистрации ООО
- Необходимые документы для регистрации МФО в Центробанке
- Куда подавать документы для регистрации МФО
- Срок регистрации МФО
- Государственный реестр МФО ЦБ РФ
Что такое МФО
Микрофинансовая организация – это юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность и сведения, о котором внесены в государственный реестр ЦБ РФ. По сути МФО — это обычное юридическое лицо (ООО, АО, ПАО), но с определенным статусом, полученным от Центробанка России.
МФО ведет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов. В отличие от банков, осуществляющих кредитование населения, для получения займа в МФО не требуется огромного количества документов, а также справок о подтверждении доходов.
Также существенным отличием потребительских займов в МФО от обычных кредитов, является условие о процентах и срок выдачи займа. Проценты по договорам микрозайма начисляются ежедневно, а срок заключения таких договоров редко превышает один год. При этом МФО могут выдавать микрозаймы только в рублях.
Федеральный закон об МФО
Деятельность микрофинансовых организаций регулируется законом ФЗ № 151 от 02.07.2010 года.
Виды МФО
На практике существует 9 форм ведения бизнеса в виде микрофинансовой организации: клиринговая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, акционерный инвестиционный фонд, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, кредитная организация.
В зависимости от направления деятельности и объема оказываемых услуг МФО бывают двух видов:
1. Микрокредитная компания (МКК) — это организация осуществляющая деятельность по выдаче микрозаймов. В названии организации обязательно должно быть указано словосочетание «Микрокредитная организация» и ее правовая форма.
Для оказания услуг микрозайма, МКК не вправе привлекать денежные средства физических лиц и ИП, за исключением собственных средств учредителей МКК. Также МКК не может выпускать облигации, выдавать физ. лицам микрозаймы на сумму свыше 500 000 рублей, выдавать займы по системе онлайн. По закону возможно открытие ООО с минимальным размером капитала в 10 000 рублей.
2. Микрофинансовая компания (МФК) — это организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность с учетом ограничений установленных федеральным законодательством и нормативными актами Банка России. Для осуществления деятельности в качестве МФК необходим уставной капитал в размере не менее 70 миллионов рублей. В наименовании обязательно должно указываться что это микрофинансовая организация и ее правовая форма.
МФК для осуществления своей деятельности может привлекать средства физлиц и предпринимателей в размере не менее 1,5 млн. руб. Также есть возможность выдавать микрозаймы онлайн. Микрозаймы для физ. лиц и ИП не должны превышать суммы в 3 миллиона рублей.
МФК может выпускать облигации номиналом менее 1,5 млн. руб. для приобретения инвесторами и номиналом более 1,5 млн. рублей для всех граждан. При этом Банк России контролирует соблюдение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности МФК, выпускающей облигации.
Может ли ИП получить статус МФО?
Индивидуальным предпринимателям нельзя заниматься микрофинансовой деятельностью и регистрировать МФО.
Как открыть МФО: пошаговая инструкция
Прежде чем получить статус МФО в Центробанке вам необходимо открыть юридическое лицо. Наиболее распространенной формой для создания МФО является общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Регистрируем юридическое лицо (ООО)
Процедура регистрации ООО для деятельности микрофинансовой организации ничем не отличается от оформления обычного общества. Единственное на что стоит обратить внимание:
- в заявлении на регистрацию в качестве основного вида деятельности указывается код ОКВЭД 64.92.7;
- в наименовании организации должно быть словосочетание: «Микрофинансовая компания» или «Микрокредитная компания».
Примечание: словосочетание «Микрофинансовая компания» или «Микрокредитная компания» можно использовать в наименовании ООО без статуса МФО только в течение первых 90 календарных дней со дня регистрации ООО.
Необходимые документы для регистрации ООО
Для регистрации ООО нужно подготовить следующие документы:
- Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001 – 1 экз.
- Решение единственного учредителя (если учредитель один) – 1 экз.
- Протокол собрания учредителей (если учредителей несколько) – 1 экз.
- Договор об учреждении ООО (если учредителей несколько) – 1 экз.
- Устав ООО – 2 экз.
- Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию ООО в размере 4 000 рублей.
- Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса – 1 экз.
Куда подавать документы для регистрации ООО?
Подготовленные документы нужно подать в регистрирующую ИФНС по юридическому адресу ООО.
Срок регистрации ООО
В случае успешного прохождения процедуры регистрации через 3 рабочих дня вам должны выдать учредительные документы ООО. После этого можно переходить к подготовке документов для Центробанка.
Если ООО организует единственный учредитель и он же будет исполнять функции директора, срок регистрации сокращается до одного дня. Из документов понадобится только паспорт. Есть условия: нужно использовать типовой устав, а также иметь КЭП физлица для подписи документов. Далее в сервисе ФНС «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» учредитель формирует решение об открытии ООО, указывает номер выбранного типового устава, прикладывает скан паспорта, подписывает документы КЭП и через тот же сервис направляет в ФНС.
Необходимые документы для регистрации МФО в Центробанке
Для получения статуса МФО в Центральный банк нужно подать следующие документы:
- Заявление от руководителя о внесении ООО в реестр микрофинансовых организаций.
- Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию МФО в размере 1 500 рублей.
- Копия устава и решения о регистрации МФО.
- Копия приказа о назначении директора.
- Данные об учредителях ООО.
- Справка об отсутствии судимости руководителя и учредителей.
- Сведения о юридическом адресе ООО.
- Правила внутреннего контроля.
- Выписка из ЕГРЮЛ об ООО с подписью руководителя и печатью (в большинстве случае Центробанк ее запрашивает из налоговой самостоятельно).
Куда подавать документы для регистрации МФО
Сформированные документы нужно подать в соответствующее территориальное учреждение Центрального банка.
Срок регистрации МФО
МФО регистрируют в течение 30 рабочих дней с момента подачи документов. В течение 14 рабочих дней осуществляется проверка документов и сведений, содержащихся в них, по результатам которой документы могут быть возвращены для доработки.
Сведения о новых МФО вносятся в государственный реестр в течении 30 рабочих дней с момента подачи документов. В течении 14 рабочих дней осуществляется проверка документов и сведений, содержащихся в них, по результатам которой документы могут быть возвращены для доработки.
Государственный реестр МФО ЦБ РФ
Сведения обо всех успешно зарегистрированных МФО вносятся в государственный реестр, который находится в общем доступе на официальном сайте Центрального банка РФ.