Содержание
Роль нотариуса в регистрационных действиях
Нотариус – это специалист, уполномоченный на совершение юридически значимых действий. Он подтверждает подлинность документов, заверяет подписи, удостоверяет заключение сделок, оформляет согласия, выдает свидетельства, принимает на хранение документы, ценные бумаги, деньги.
В вопросах регистрации бизнеса роль нотариуса сводится, в первую очередь, к заверению подписей учредителей, руководителей, предпринимателей. Кроме того, нотариусы уполномочены направлять в ИФНС документы для открытия ООО и ИП. Для этого они используют специальные каналы связи и свои электронные подписи.
Если учредители лично обращаются в налоговую инспекцию, их подписи в форме Р11001 удостоверяет сотрудник ИФНС. Посещать нотариуса в таком случае не требуется. Для всех остальных способов подачи (через доверенное лицо, почтой или в МФЦ) документы должны нотариально заверяться.
Что касается заявления по форме Р13014, то его у нотариуса заверяют всегда, если только заявитель не использует свою ЭЦП.
Последние изменения
Федеральный закон от 26.05.2021 № 143-ФЗ изменил правила подачи документов на регистрацию юридических лиц.
Если раньше заверенное нотариусом заявление Р11001 выдавалось заявителям на руки, то сейчас документы для регистрации ООО направляются им в ИФНС в электронном виде (после подписи последнего учредителя). Заверение и подача документов нотариусом теперь считаются единым нотариальным действием.
По сути, учредители уже не могут обратиться в ИФНС через представителя, МФЦ или с помощью почтового отправления, хотя эти способы по-прежнему указаны в законе. Ведь все эти варианты требовали нотариального заверения подписей заявителей. Но если нотариус удостоверит подписи всех заявителей, то должен сразу направить документы в ИФНС в рамках единой услуги.
Таким образом, на практике вариантов обращения в ИФНС осталось всего два:
- личное посещение учредителями налоговой инспекции;
- онлайн-подача с использованием ЭЦП заявителей или нотариуса.
Получается, что если учредители не могут лично и в полном составе явиться в регистрирующую ИФНС, то у них остается возможность только онлайн-подачи документов.
При наличии электронной подписи у каждого заявителя устав, заявление Р11001 и решение об учреждении направляются через сервис ФНС. Однако этот способ требует определенной технической грамотности, потому что надо знать, как использовать сертификат ЭЦП и загружать специальный транспортный контейнер.
Как происходит регистрация ООО через нотариуса
Если вы решили зарегистрировать ООО через нотариуса, заранее подготовьте нужны документы. Ведь в нотариальную услугу входит только заверение подписей и отправка документов, но не их подготовка.
В обязательный перечень входят:
- заполненное, но не подписанное заявление Р11001;
- устав (если только учредители не выбрали один из типовых вариантов);
- решение об учреждении ООО или протокол общего собрания учредителей;
- документы, подтверждающие юридический адрес (гарантийное письмо, согласие собственника, выписка из ЕГРН или свидетельство о собственности).
Обратите внимание: представление документов на государственную регистрацию юридических лиц в электронном виде не облагается пошлиной в 4 000 рублей. Однако сэкономить при подаче документов на регистрацию ООО через нотариуса не получится, ведь надо оплатить нотариальные услуги. Стоимость зависит от региона, в Москве это от 3 700 рублей.
Если учредителей несколько, необязательно являться к нотариусу всем вместе. Документы будут направлены в ИФНС только после того, как подпись в заявлении Р11001 проставит последний учредитель.
Сроки и порядок регистрации ООО через нотариуса такие же, как и при личной подаче. Документы рассматриваются в ИФНС, и через три рабочих дня заявители получат ответ на email, указанный в заявлении Р11001. Если нужны и бумажные документы, их может распечатать тот же нотариус.
Плюсы и минусы открытия ООО через нотариуса
Безусловно, направление документов на регистрацию ООО через нотариуса может оказаться единственной возможностью в вашей ситуации. Тогда и рассуждать о плюсах и минусах этого варианта нет смысла.
Но если выбор у вас есть, то давайте рассмотрим преимущества и недостатки нотариальной подачи документов на регистрацию ООО.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Не надо тратить время и деньги на поездку в регистрирующий налоговый орган (иногда для этого придется проехать несколько десятков километров) | Нотариус не оказывает услуги по подготовке документов, поэтому такой вариант регистрации нельзя считать комплексным или «под ключ» |
Не надо выбирать подходящее время для совместного посещения ИФНС всеми учредителями | Если документы были оформлены с ошибками, в регистрации ООО откажут, а за услуги нотариуса придется платить снова |
Экономия на пошлине: в 2024 году это 4 000 рублей | При наличии нескольких учредителей расходы на нотариуса могут оказаться существенными |
Под конец рассмотрим еще один вариант, при котором нотариус участвует в процедуре регистрации ООО частично.
Например, в компании три учредителя, один из которых не может явиться в ИФНС для подачи документов. Тогда он заверяет у нотариуса свою подпись в заявлении Р11001 и передает его другим партнерам, которые лично обращаются в налоговую. В этом случае пошлину платить придется, потому что нотариус не направляет документы в ИФНС.
Итоги
Подведем итоги. Зарегистрировать ООО без нотариуса по-прежнему можно. В этом случае надо заплатить пошлину в 4 000 рублей, а всем учредителям – лично и одновременно явиться в налоговую инспекцию.
Из-за достаточно высокой стоимости услуг нотариуса экономия на пошлине не будет существенной. Тем не менее, во многих случаях открыть ООО другим способом просто не получится.