Поделиться

Содержание

Для формирования документов на регистрацию ИП вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете оформить пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.

Востребованность услуг по перевозке пассажиров делает эту сферу привлекательной для предпринимателей. Давайте рассмотрим порядок документального оформления и разберемся, как открыть ИП для такси и получить разрешение на этот вид бизнеса. Наша пошаговая инструкция поможет даже начинающим предпринимателям сделать все самостоятельно, без ошибок и лишних затрат.

Шаг 1. Решаем организационные вопросы

Перед тем как открыть ИП для такси, нужно определиться с несколькими моментами, от которых зависят дальнейшие действия:

  1. В каком виде будут подаваться документы на регистрацию. Есть два варианта – на бумаге и в электронной форме. В последнем случае у заявителя должна быть электронная цифровая подпись (ЭЦП, она же КЭП).
  2. Куда будут подаваться бумажные документы – в ФНС или МФЦ? Если в налоговую инспекцию, то в какую именно? ИП ставится на учет по месту жительства, но регистрационные действия выполняет не любая ИФНС. Как правило, это одна инспекция на город или даже несколько небольших населенных пунктов. Узнать нужную ИФНС можно на сайте налоговой службы. Что касается МФЦ, лучше заранее узнать в выбранным центре, оказывают ли они услуги по приему документов для регистрации бизнеса.
  3. Будет ли ИП заниматься чем-то еще, кроме перевозки пассажиров по индивидуальным заказам. Это нужно для выбора кодов видов деятельности из российского классификатора ОКВЭД. Основной код – 49.32 «Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем». Если в планах будущего предпринимателя создать собственную диспетчерскую службу, то пригодится код 82.20. Количество кодов ОКВЭД не ограничено, но лучше выбрать только нужные и те, которые могут понадобиться в ближайшем будущем.

Шаг 2. Платим госпошлину

За регистрацию в качестве предпринимателя государство взимает пошлину в сумме 800 рублей. Ее надо оплатить по реквизитам регистрирующего органа. На сайте ФНС можно сформировать платежку и произвести оплату либо распечатать квитанцию для банка. Если документы будут подаваться в электронном виде, в том числе и через МФЦ, то и пошлину платить не нужно.

Раз уж зашла речь о деньгах, добавим пару слов о том, сколько стоит ИП на такси с учетом всех расходов. Если все делать самому, то кроме госпошлины ничего платить не нужно. Если же привлечь к процессу профессиональных регистраторов, то цена возрастет до 5-6 тыс. рублей.

В случае отказа в регистрации ИП (да, такое бывает, хоть и нечасто) пошлина возвращена не будет, ведь она взимается за рассмотрение документов. Конечно, лучше сразу все делать правильно. Но забегая немного вперед, скажем, что повторной уплаты пошлины можно избежать, если отказ вызван ошибками в документах. Для этого следует в течение 3 месяцев начать процесс регистрации повторно.

Шаг 3. Заполняем заявление

Для регистрации ИП нужно подать в ИФНС заявление по форме Р21001 (утверждена приказом ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@). В нем отражаются личные данные гражданина, сведения из его паспорта, выбранные на первом шаге ОКВЭД. При заполнении последнего листа формы есть два важных момента:

  • необходимо вписать свой email, поскольку итоги регистрации ФНС сейчас выдает исключительно в электронной форме;
  • нельзя подписывать заявление заранее – подпись ставится либо в присутствии работника ИФНС (МФЦ), либо у нотариуса.

Шаг 4. Посещаем нотариуса

Этот шаг нужен только тем, кто не пойдет подавать документы на регистрацию сам. В этом случае нотариус должен удостоверить подпись на заявлении и направить комплект в ИФНС в электронном виде, подписав его своей КЭП. Пошлину за регистрацию платить в таком случае не нужно.

Если нотариус удостоверил заявление будущего ИП, в тот же день он обязан направить его документы в регистрирующий орган в электронном виде. Причем удостоверение заявления и направление его в инспекцию будет считаться одним нотариальным действием. Это значит, что дополнительная плата за услугу подачи документов взиматься не должна.

Обратите внимание на важный нюанс: теперь нотариус не может выдать заверенное заявление Р21001 на руки, ведь он обязан сразу направить его в ИФНС. Из-за этого отпадают способы подачи заявления почтой или через доверенное лицо. Формально эти варианты действуют, потому что указаны в законе «О регистрации юридических лиц и ИП». Но на практике, как мы уже выяснили, эти способы неосуществимы.

Шаг 5. Направляем документы и получаем регистрацию

Теперь разберемся, какие нужно подготовить документы на регистрацию ИП на деятельность такси. Для этого достаточно иметь:

  • заполненное заявление Р21001;
  • квитанцию на госпошлину (скорее всего, при обращении в МФЦ платить ее не придется, поскольку центры сейчас также направляют документы в электронном виде);
  • паспорт.

Шаг 6. Получаем результат

Не позднее 4 рабочего дня после посещения ИФНС на emil заявителя придет результат регистрации. При обращении в МФЦ срок ожидания может быть немного увеличен.

Если все в порядке, придет лист записи Реестра индивидуальных предпринимателей. В противном случае будет получено решение об отказе с указанием основания. Чаще всего это проблемы с документами, но могут быть и другие причины. Если так произошло – нужно начать процесс заново, учтя замечания ИФНС.

Шаг 7. Выбираем налоговую систему

Если еще до регистрации ИП не была выбрана налоговая система для деятельности такси, то сейчас самое время это сделать. Доступных режимов несколько:

  • ОСНО. Самый дорогой и сложный в плане отчетности вариант, его выбирать не рекомендуется. Проблема в том, что он назначается по умолчанию. То есть если ИП не выберет что-то другое, он окажется автоматически на ОСНО. С доходов платится НДФЛ по ставке 13% и НДС.
  • Патент. Его стоимость зависит от региона. Считается, как 6% от потенциального дохода, сумму которого устанавливают муниципальные власти. Цена рассчитывается заранее на сайте ФНС. Купить патент можно на любое количество месяцев в пределах календарного года. Отчетности нет. Потолок дохода по патенту с 2026 года — 20 млн рублей.
  • УСН. Ставка 6 % с дохода либо 15% с разницы между доходом и затратами. Выбирает вариант сам ИП. Декларация подается 1 раз в год. При доходе от 20 млн рублей нужно дополнительно платить НДС (с 2026 года).
  • АУСН. Ставка 8 % с дохода либо 20% с разницы между доходом и затратами. Деклараций нет. НДС тоже нет, как и страховых взносов. Лимит дохода — 60 млн рублей. Но много ограничений.
  • НПД. Ставка 4% при работе с физлицами и 6% — с юрлицами и ИП. Деклараций нет, других налогов и взносов тоже. Лимит дохода — 2,4 млн рублей. Еще больше ограничений.

Чтобы выбрать, нужно просчитывать налоговую нагрузку в каждом случае.

После того как гражданин получил статус предпринимателя, необходимо оформить разрешение на ИП для работы в такси.

Регистрация ООО и ИП - просто и быстро!
В онлайн сервисе

Шаг 8. Определяемся, где получать «лицензию»

Слово «лицензия» взято в кавычки неслучайно. Дело в том, что лицензии как таковой на деятельность по индивидуальным перевозкам получать не нужно. Этот документ оформляется для работы «маршруток» с количеством посадочных мест 8 и более. Извоз же легковым ТС производится на основании Разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Разрешение на такси выдается в соответствии с законом от 29.12.2022 N 580-ФЗ. Этим занимаются территориальные органы Минтранса или транспортные департаменты правительства субъекта РФ. Поэтому подробности процесса нужно узнавать на месте. Самый простой способ для этого – посетить региональный раздел портала госуслуг. Там можно не только получить информацию, но и сразу же сформировать заявление в нужный орган.

Например, в Москве этим занимается Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Шаг 9. Проверяем соответствие требованиям

К автомобилю предъявляются такие требование:

  • «шашечки» на боковой поверхности кузова;
  • опознавательный оранжевый фонарь на крыше;
  • таксометр для определения оплаты на основе времени / километража исходя из установленных тарифов;
  • определенная цветовая гамма кузова, если того требует региональный закон.

Шаг 10. Включаем автомобиль в региональный реестр такси

Когда автомобиль приведён к требованиям, его владелец подает в уполномоченный региональный орган заявление на включение транспортного средства в региональный реестр такси. Вместе с ним направляют пакет документов: копию свидетельства о регистрации ТС, документы на право пользования машиной, а также фотографии — если это предусмотрено правилами субъекта РФ.

После получения сведений орган оперативно включает автомобиль в реестр такси: запись появляется уже на следующий рабочий день. С этого момента можно переходить к оформлению разрешения.

    Шаг 11. Подаем документы для разрешения

    Главный документ — заявление. В нем нужно указать номер записи в региональном реестре легковых такси. Состав прочих документов зависит от ситуации. Например, если обращается представитель — добавляется доверенность. При наличии товарного знака или коммерческого обозначения — сведения о них.

    Документы направляются в уполномоченный региональный орган через МФЦ, лично, по почте или через региональный портал госуслуг. Все электронные файлы подаются в формате PDF/ZIP. Юрлица и ИП подписывают пакет документов КЭП.

    В течение трёх рабочих дней орган уведомляет о неполных или некорректных документах. На исправление отводится 20 рабочих дней. После устранения недостатков принимается решение о дальнейшей проверке.

    Шаг 12. Получаем решение

    На рассмотрение у органа есть до пяти рабочих дней. Уведомление приходит в выбранный заявителем способ. Само разрешение формируется только в электронном виде и появляется в личном кабинете на Госуслугах. Данные автоматически попадают в региональный реестр перевозчиков.

    Шаг 13. Размещаем обязательную информацию в салоне

    Это сведения о перевозчике, номер записи в реестре, срок действия разрешения, телефоны для связи, Ф. И. О. водителя, информация по страховке ОСГОП и о тарифах (или QR-код/ссылка, если это допускает регион).

    Предприниматель вне зависимости от того, сам он осуществляет извоз или нанимает других, обязан обеспечить:

    • техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
    • контроль их состояния перед каждым выездом;
    • прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра.

    С 1 марта 2026 года вводятся новые правила допуска машин к работе в такси. Речь идёт только о тех автомобилях, которые будут впервые включаться в региональный реестр после этой даты. Для регистрации придётся выполнить одно из условий: машина должна набрать не менее 3200 баллов локализации или быть выпущенной в рамках СПИК, заключённого в период с марта 2022 по март 2025 года. Перечень моделей, соответствующих требованиям, Минпромторг будет обновлять и публиковать отдельно.

    Штрафы за нарушения

    Работа без оформленных должным образом документов является нарушением, за это полагаются штрафы и другие меры взыскания. Так, если разрешение на деятельность получено, но отсутствует в машине, то сумма штрафа составит 5 тыс. рублей (статья 12.3 КоАП).

    Кроме того, в КоАП есть штрафы за такие нарушения:

    • нет путевого листа – 500 рублей;
    • незаконная установка фонаря – 5 тыс. рублей с конфискацией;
    • незаконное использование наклеек такси – 5 тыс. рублей;
    • использование автомобиля, который незаконно оборудован опознавательными знаками – 5 тыс. рублей;
    • если на автомобиле нет опознавательных знаков или фонаря – 3 тыс. рублей.

    Суммы штрафов немаленькие, к тому же взиматься они могут неоднократно. Гораздо выгоднее и надежнее работать с соблюдением всех требований законодательства. Тем более что теперь вы знаете, как оформить так называемую лицензию на такси с регистрацией ИП. Как видно, процесс это довольно простой и недорогой, его вполне можно пройти самостоятельно, потратив не так много времени.