Содержание
Клининг – один из лидеров рынка аутсорсинговых услуг. Все больше организаций предпочитают заказывать профессиональную уборку, а не содержать непрофильных работников у себя в штате. Да и обычные граждане выбирают провести выходные в свое удовольствие, оставляя неприятную рутину приходящему клинеру. Если вы ищете идею для бизнеса, узнайте, как открыть клининговую компанию с нуля пошагово. Возможно, это как раз ваш вариант.
Клининг как бизнес состоит из двух основных сегментов: комплексные услуги для коммерческих клиентов и уборка для обычных физических лиц. Между собой эти сегменты существенно отличаются.
Коммерческие площади и помещения в основном обслуживают крупные клининговые компании. Нередко они получают заказы через тендеры и участие в госзакупках. Часто в ассортимент услуг входит не только уборка, но и дополнительное обслуживание: контроль подачи воды, электроэнергии, тепла; мелкий ремонт помещений; сортировка и вывоз мусора; очистка фасадов зданий; работа лифтов; содержание придомовой территории и др. Для запуска такого бизнеса требуются многомиллионные вложения, ведь надо закупать не только профессиональное оборудование и инвентарь, но и специализированный транспорт, нанимать квалицированный персонал. Основные клиенты больших клининговых компаний: торгово-развлекательные и деловые центры, вокзалы и аэропорты, транспортные предприятия, промышленные и строительные организации, госсорганы, банки, образовательные и медицинские учреждения.
Требования к уборке таких объектов установлены специальными стандартами:
Для страхования ответственности профессиональной деятельности создана саморегулируемая организация «Ассоциация клининговых и фасилити операторов», сейчас в нее входит около 300 членов. А Минтруд разработал профессиональные стандарты: «Работник профессиональной уборки» и «Специалист по профессиональной уборке».
Рынок услуг для населения менее емкий, но и он постепенно растет. Клиенты привыкают к еженедельной уборке, популярна также уборка после ремонтов квартир, генеральная уборка к праздникам, мытье окон, химчистка мебели и текстиля.
По данным Росстата, сейчас в клининговом бизнесе работает около 19 тысяч предприятий, где заняты более 180 тысяч человек. На практике численность существенно больше, потому что не всех работников оформляют официально. Для этой сферы характерна высокая текучка кадров из-за низких зарплат, отсутствия карьерных перспектив, массового привлечения работников-мигрантов, которые находятся в РФ временно.
Есть также многочисленная армия клинеров-одиночек, которые убирают квартиры и дома без какой-либо легализации своего статуса. Правда, после разработки налогового режима НПД многие из них стали регистрироваться в качестве самозанятых, поэтому они работают уже в правовом поле.
Но даже по неполным данным оборот клинингового рынка достиг в 2021 году 102 млрд рублей. Растет и стоимость профессиональной уборки. По данным Ассоциации только себестоимость выросла на 18,8% в 2021 году, и еще на 10,35% за 1 квартал 2022 года. Для клиентов, с учетом маржи клининговой компании, цена выросла еще больше.
Конечно, свое понятие об уборке есть у каждого из нас. Вопрос в том, можно ли такую уборку считать профессиональной услугой, за которую платят деньги?
Если речь идет о коммерческих клиентах, то требования к клинингу указаны в ГОСТах, перечисленных выше. Уборка может быть разовой, первичной, интенсивной, генеральной, послестроительной, ежедневной (основной и поддерживающей).
Вот, например, что включает в себя ежедневная основная уборка офисного помещения:
К профессиональной уборке коммерческих клиентов установлены целых шесть уровней качества, которые определяются в зависимости от количества загрязнений. Перед сдачей услуги исполнитель должен провести самоконтроль и, при необходимости, повторить уборку для обеспечения заявленного качества.
Конечно, уборка для обычных клиентов-физлиц оценивается по-другому, но нельзя сказать, что эту услугу оказывать легче. Во-первых, клинер вторгается в личное пространство, поэтому ему надо быть вежливым, доброжелательным, избегать конфликтов. Во-вторых, клиент ожидает, что уборка квартиры будет проведена на более высоком уровне, чем он делает сам. В-третьих, в жилых помещениях намного больше мебели и вещей, чем в офисах, а свободного пространства – меньше.
Добавим, что для клининга используется специальная химия, инвентарь и оборудование. В ГОСТ прямо указано, что исполнитель (клининговая компания или ИП) должны использовать только сертифицированные и безопасные материалы и инструменты, которые дезинфицируют после каждого применения. А профессиональные средства для очистки поверхностей требуют определенных навыков использования, потому что они эффективнее обычных бытовых.
С учетом этого особые требования предъявляются и к персоналу компании, особенно если уборка проводится в помещениях медицинского и образовательного назначения, на предприятиях пищевой промышленности, объектах общепита, продуктовых магазинах.
С чего же начать клининговый бизнес? Предлагаем вот такой пошаговый алгоритм.
Даже если вы не планируете лично в этом участвовать, надо знать этапы оказания услуги, примерное время, которое она занимает, какое оборудование и химия наиболее эффективны. Кстати, бизнес для оказания услуг часто вырастает как раз из личного опыта. Сначала человек что-то делает сам, а затем привлекает к этому работников, организуя свою структуру.
Как получить этот опыт, если вы клинингом никогда не занимались? Во-первых, можно стать клиентом компании-конкурента и посмотреть, как услуга оказывается в реальности. Во-вторых, изучите предложения франшиз в этой сфере, они бывают очень детальными. В-третьих, сходите на стажировку в качестве клинера. Либо сразу ищите в бизнес человека с опытом в этой сфере, если не хотите разбираться в практических нюансах. Он может стать вашим партнером или менеджером.
Мы уже разобрались, что клининг для бизнес-субъектов существенно отличается от уборки квартир и домов. В первом случае вложений потребуется больше. Кроме того, для коммерческих клиентов имеет особое значение документальное оформление услуг, ведь расходы на клининг они будут учитывать при расчете своих налогов.
Профессиональную уборку сейчас предлагают даже в маленьком городе, что говорит о бурном развитии этого рынка. Посмотрите, сколько стоят услуги клинеров, и что в них входит. Подумайте, чем вы можете отличиться.
Например, обычную уборку квартир предлагают многие, но в нее не входит очистка кухонных плит и духовок. Возможно, это как раз и есть та дополнительная услуга, которая станет вашим преимуществом. Или в вашем городе есть химчистка, но стационарная, а предложений с выездом к клиенту на дом нет. Может быть, выездная химчистка ковров и мебели окажется для вас ответом на вопрос, с чего начать.
Если ваши основные конкуренты – клинеры-одиночки, то вашими преимуществами могут быть:
Бизнес-план лучше заказать у маркетологов, но можно и самому рассчитать, сколько стоит открыть клининговую фирму. Расходы на старте зависят от того, какое оборудование вам потребуется, сколько работников вы наймете, насколько массированной будет реклама.
Вот что нужно по минимуму:
Самые большие расходы в этом списке потребуются на оборудование. Если какое-то из них понадобится изредка, возможно, лучше начать с его проката, хотя аренда клинингового оборудования достаточно дорогая – от 500 рублей в день.
Например, ваш профиль – обычная ежедневная уборка, а химчистку мебели и ковров клиенты заказывают пару раз в неделю. Профессиональный моющий пылесос Karcher Puzzi 10/1 стоит около 85 000 рублей, его прокат на день – от 1 200 рублей. Расчет показывает, что если не покупать пылесос, а потратить эти деньги на его аренду, то можно сделать 70 химчисток. В данном случае прокат обоснован.
Надо также продумать вопрос транспортировки работников и всего необходимого. Вряд ли специально для этого стоит покупать машину, возможно, достаточно будет компенсировать расходы клинеру, у которого есть свой транспорт. Или определиться, какой агрегатор такси занимается перевозкой по самым низким тарифам.
По поводу помещения для клинингового бизнеса есть разные решения. Приходить к вам в офис клиенты не будут, поэтому его расположение не так важно. Желательно обустроить хотя бы одно рабочее место для того, кто занимается заказами (хотя это можно делать и из дома). Но главная задача – обеспечить хранение оборудования, инвентаря и расходных материалов. Часто подходящее и недорогое помещение можно снять в подвале торговых или бизнес-центров.
Добавьте еще деньги на рекламу, связь, непредвиденные расходы и на минимальную фиксированную оплату для работников. В среднем для старта небольшой компании хватит 350-400 тысяч рублей.
Подбор персонала – один из самых сложных вопросов при организации любого бизнеса по оказанию услуг. Во-первых, вам нужны люди с опытом, а они часто уже работают сами на себя, низкими доходами их точно не привлечь. Во-вторых, работников надо принять в штат и платить им хотя бы минимальную зарплату плюс страховые взносы за них. В-третьих, нужен бригадир или менеджер, который будет выезжать на заказы вместе с клинерами, контролировать качество уборки и решать спорные вопросы.
Чтобы открыть клининговый бизнес, его надо зарегистрировать в ИФНС. Проще стать индивидуальным предпринимателем, чем открывать ООО, но если у вас есть партнеры, то подойдет только формат юридического лица. Расходы на регистрацию небольшие, а срок – всего три рабочих дня после подачи документов.
Самозанятые могут оказывать услуги по уборке только лично, потому что нанимать работников им запрещено. Если вы на это готовы, можете начать в статусе самозанятого, а потом, когда бизнес станет расти, зарегистрировать ИП или ООО.
Вашими клиентами будут местные жители, поэтому реклама должна это учитывать. Для начала дайте объявления в городские паблики, на Авито, Яндекс Услуги, региональные доски объявлений. Контекстная и таргетированная интернет-реклама потребует тщательной настройки на целевую аудиторию, иначе вы просто потратите деньги, но не получите заказов.
Объявление должно вести на ваш сайт или профиль в соцсетях, где клиента будет ждать подробный лендинг. Покажите, какую уборку вы предлагаете, и как складывается стоимость услуги. Можно заказать у фрилансеров простой калькулятор, с помощью которого клиент может сам рассчитать цену, исходя из площади и других критериев. Когда появятся первые отзывы, обязательно размещайте их.
А теперь начинайте действовать и помните, что успех может прийти не сразу. Средний срок окупаемости в клининговом бизнесе – год-полтора.