Поделиться

Розничная торговля – одно из самых популярных направлений в бизнесе, но последние несколько лет в России наблюдается падение реальных доходов населения. Покупатели готовы тратить деньги только на самое необходимое, в частности, на продукты питания. Как открыть продуктовый магазин и что нужно для этого? Сколько стоит открыть небольшую торговую точку и имеет ли смысл этим заниматься?

Безусловно, торговля продуктами востребована даже в самое кризисное время, однако в этом бизнесе есть важные нюансы, которые надо учитывать:

  • короткие сроки реализации продуктов;
  • жесткие санитарные требования и необходимость создания особых условий для хранения товаров;
  • невысокая маржинальность;
  • огромная конкуренция со стороны сетевых гигантов, таких как «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Дикси» и др.

Тем не менее, продуктовый магазин с нуля может стать доходным делом и окупиться в течение года. И если посмотреть вокруг, то такие торговые точки закрываются реже, чем магазины с другим ассортиментом.

Давайте разберемся, как открыть продуктовый магазин с небольшим бюджетом, возможно, именно для вас это окажется выигрышной бизнес-идеей.

Краткая инструкция по открытию магазина

Открываем свой продуктовый магазин: пошаговая инструкция

  1. Определитесь с форматом магазина.
  2. Подберите помещение для магазина.
  3. Подготовьте документы для открытия продуктового магазина.
  4. Найдите поставщиков товаров.
  5. Подсчитайте расходы на открытие.
  6. Зарегистрируйте бизнес в ИФНС.
  7. Подайте уведомление в Роспотребнадзор, если вы выбрали определенные коды ОКВЭД.

Шаг 1. Определитесь с форматом магазина

Продуктовые магазины открывают в разных форматах, начиная с киоска и заканчивая гипермаркетом. Конечно, небольшая торговая точка не сможет конкурировать с сетевым супермаркетом, но в состоянии привлечь свою целевую аудиторию и приносить хороший доход. Например, при бюджете до 2-3 млн рублей можно открыть магазин у дома с мини-пекарней и грилем.

Шаг 2. Подберите помещение для магазина

Кроме размера торговой площади надо определить зону притяжения магазина, на которую влияет наличие конкурентов и численность населения. Если город крупный, продуктовый магазин должен находиться в шаговой доступности – не более 1 000 метров от домов. В небольшом населенном пункте покупатели готовы преодолеть для совершения покупки несколько километров.

Расходы на помещение существенно влияют не только на то, сколько стоит открыть магазин, но и на его дальнейшую окупаемость. Ведь расходы на аренду – это ежемесячные постоянные затраты. Однако высокая арендная плата может компенсироваться хорошим трафиком покупателей в спальном районе или торговом центре.

Подбирая помещение для магазина, можно ориентироваться на следующие критерии:

  • хорошая доступность – первая линия от дороги, наличие остановок общественного транспорта, место для парковки;
  • полезные соседи – социально значимые объекты (детский сад, школа, банк, почта, больница), деловые центры, рынки, крупные организации с большим количеством работников;
  • высокая плотность расположения жилых домов.

Само помещение должно быть светлым, иметь удобный вход и не располагаться в подвале.

Обратите внимание на срок аренды, если помещение не ваше собственное. Многие арендодатели не хотят проходить государственную регистрацию договора, поэтому заключают аренду на срок до одного года, например, на 11 месяцев. Но вы в этом случае рискуете, потому что такого короткого срока недостаточно для окупаемости магазина. Постарайтесь убедить арендодателя заключить договор хотя бы на два года, предложив взять на себя расходы по госрегистрации.

Шаг 3. Подготовьте документы для открытия продуктового магазина

Этот шаг непосредственно связан с предыдущим. На практике случается, что помещение, которое вы хотите арендовать или купить, теоретически подходит для магазина, но не удовлетворяет установленным требованиям.

Главные из них – это «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» или СП 2.3.6.1066-01. Требования утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23. Этот документ есть в свободном доступе в интернете.

Найдите его и внимательно изучите. Убедитесь, что вы сможете организовать площадь магазина в соответствии с этими требованиями. Только после этого решайте вопрос с закупкой торгового оборудования и размещением отделов в магазине.

Лучше всего заранее обратиться в местное отделение Роспотребнадзора с планом помещения и попросить разъяснить, соответствует ли оно СП 2.3.6.1066-01. А также запросить перечень документов, которые надо вести весь период деятельности торговой точки. Один из самых сложных – программа производственного контроля, типовой образец которой разрабатывают многие подразделения Роспотребнадзора.

Еще один важный документ – декларация пожарной безопасности (утверждена Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91). Собственники и арендаторы торговых помещений направляют ее перед открытием магазина в Роспожнадзор (МЧС). В данном случае тоже стоит предварительно обратиться за разъяснениями в территориальное подразделение. Возможно, что декларация уже подана на весь объект недвижимости и вам ее представлять не надо. Однако вам надо узнать, какие требования в отношении пожарной безопасности предъявляются к именно к вашей торговой точке. А также, какие документы должны быть оформлены и храниться в магазине.

Что касается свидетельства о внесении объекта стационарной торговой сети в реестр объектов потребительского рынка, то оно требуется не всегда. Некоторые муниципальные образования не обязывают магазины получать такие разрешение, поэтому этот вопрос надо уточнить в местной администрации.

Шаг 4. Найдите поставщиков товаров

Однако самое лучшее помещение и удобное расположение магазина – это только полдела. Ведь покупатели приходят, в первую очередь, за продуктами, а не за красивым интерьером торговой точки.

Поэтому решая, как открыть свой магазин продуктов, надо уделить большое внимание поиску поставщиков. Нет смысла копировать торговый ассортимент супермаркетов, потому что они, как крупные закупщики, работают на более выгодных условиях. Вы просто не сможете предложить цену на ходовые товары ниже, чем сетевые магазины.

Небольшому магазину проще выделиться каким-то уникальным ассортиментом. Сейчас в России много мелких производителей, которые не могут пробиться на полки сетей, но предлагают качественные и недорогие товары. Хорошо привлекает покупателей и собственная продукция магазина, например, выпечка и полуфабрикаты. Правда, такой ассортимент потребует большей площади для магазина и дополнительного оборудования для работы.

Шаг 5. Подсчитайте расходы на открытие

Сколько нужно денег, чтобы открыть продуктовый магазин? Ответить на этот вопрос можно так: от миллиона рублей и до бесконечности, все зависит от масштаба вашего бизнеса.

Мы сделали примерный расчет затрат для небольшого магазина, который предлагает не только стандартный набор продуктов, но и разливное пиво, куры-гриль и выпечку мини-пекарни неполного цикла.

Расходы при открытии
Торгово-кассовый прилавок 23 400
Кассовый аппарат 18 000
Стеллажи со сплошными полками 39 800
Витрины холодильные 85 500
Витрина морозильная 68 000
Гриль карусельный 39 600
Тепловая витрина для кур гриль 27 300
Шкаф холодильный 42 000
Ларь морозильный 38 000
Стеллажи хлебные 24 000
Печь конвекционная 74 000
Оборудование для розлива пива 32 000
Весы торговые электронные 6 300
Мелкий торговый инвентарь 25 000
Косметический ремонт 50 000
Вывеска 10 000
Реклама 15 000
Закупка товара 930 000
Итого 1 547 900
Расходы на первый месяц работы
Аренда помещения 45 000
Коммунальные услуги 8 000
Фонд оплаты труда 78 000
Налог на ЕНВД 15 000
Расходы на инкассацию наличности 8 000
Итого 154 000
Всего 1 701 900

А еще к этой сумме надо прибавить хотя бы 300 000 рублей оборотных средств для пополнения ассортимента и 50 000 рублей на непредвиденные расходы. То есть для открытия такого магазина надо располагать суммой более 2 млн рублей.

Шаг 6. Зарегистрируйте бизнес в ИФНС

Если вы подсчитали, сколько нужно денег, чтобы открыть продуктовый магазин, и прошли предыдущие этапы, надо подготовить документы для регистрации бизнеса. Обычно для небольшой торговой точки выбирают формат ИП. Индивидуальному предпринимателю проще вести учет и у него нет дополнительного налога на дивиденды. Однако здесь есть существенный минус – ИП не может продавать крепкий алкоголь, только пиво. Если для вас торговля спиртным принципиальна, придется открывать ООО.

Сама регистрация индивидуального предпринимателя очень проста, вы вполне сможете пройти ее самостоятельно. Вам надо подготовить заявление по форме Р21001, рекомендуем для этого воспользоваться бесплатным сервисом.

Кроме того, оплатите госпошлину на 800 рублей и сделайте копию паспорта. Обратите внимание, что пошлина не взимается при подаче документов в электронном виде.

Документы подают в ИФНС или МФЦ по месту прописки предпринимателя. Если все в порядке, то на четвертый рабочий день налоговая инспекция направляет заявителю лист записи ЕГРИП в электронном виде.

А еще очень важно сразу выбрать систему налогообложения, на которой будет работать ваш магазин. Кроме общей или основной системы, которая применяется по умолчанию, для ИП действуют льготные налоговые режимы, такие как УСН и ПСН.

Налоговая нагрузка на этих системах может оказаться в несколько раз ниже, чем на ОСНО, однако расчеты должен делать профессионал в учете. Если у вас нет знакомого грамотного бухгалтера, к которому вы можете обратиться за советом, рекомендуем обратиться на бесплатную консультацию.

Шаг 7. Подайте уведомление в Роспотребнадзор, если вы выбрали определенные коды ОКВЭД

Заполняя форму Р21001, вы должны были указать коды ОКВЭД, соответствующие розничной торговле. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 обязывает предпринимателей и организации подать уведомление о начале предпринимательской деятельности, если они выбрали следующие коды ОКВЭД:

  • 47.21 — 47.24, 47.29, 47.75;
  • те, что начинаются с 47.1 и 47.8.

Форма уведомления утверждена Постановлением № 584, бланк можно найти в свободном доступе в интернете. В уведомлении указывают данные индивидуального предпринимателя, почтовый адрес для связи, адрес торговой точки и дату начала деятельности. Подать документ можно лично в территориальное подразделение Роспотребнадзора или направить его по почте. Главное – сделать это до открытия магазина.