Получение статуса ИП — задача не самая сложная. Нужно заполнить специальную форму, уплатить госпошлину и явиться в регистрирующую налоговую инспекцию с паспортом. Однако и в этом простом деле есть свои нюансы. И если они не соблюдены, можно получить отказ в регистрации ИП. При этом сумму пошлины не вернут — она взимается за рассмотрение документов. Важно разобраться, почему в регистрации отказано, ведь от этого зависят дальнейшие действия.
Порядок регистрации ИП прописан в законе №129-ФЗ от 8 августа 2001 года. В течение 3 рабочих дней после подачи документов налоговый орган должен поставить гражданина на учет в качестве предпринимателя. Но бывает и так, что заявителя не регистрируют. Вот какие основания для отказа в регистрации ИП перечислены в статье 23 закона № 129-ФЗ:
Решение об отказе должно быть принято в срок, который отведен на регистрацию — 3 рабочих дня. С конца апреля 2018 года документы о регистрации или отказе направляются заявителю в электронной форме. Даже если будущий ИП принес заявление на бумаге, ответ он получит на указанный в нем email (теперь это обязательное поле).
В решении будут отражены причины отказа в регистрации и определенный подпункт статьи 23 закона № 129-ФЗ, который нарушен заявителем. Однако конкретная ошибка описана бывает не всегда. Налоговики могут ограничиться стандартной формулировкой, например, что гражданин не представил требуемые по закону документы (подпункт «а» пункта 1). Причем они могут посчитать не представленным документ, который был подан, но заполнен или составлен неверно.
Если самостоятельно не удается выявить точную ошибку, придется обратиться в регистрирующий орган за разъяснением. Ну а когда нарушение понятно, нужно его устранить и направить документы вновь.
Если в решении в качестве основания для отказа указаны подпункты «а» и/или «ц» (нарушения, связанные с документами), заявителю дается небольшая поблажка. При второй попытке регистрации в течение 3 месяцев пошлину ему платить не придется. Такое правило действует с 1 октября 2018 года. Также не нужно будет представлять в налоговый орган те документы, которые уже были поданы и не содержат замечаний.
На практике причиной отказа чаще всего бывают формальные ошибки в заявлении для открытия ИП. Чтобы их не допустить, рекомендуем пользоваться специальным сервисом для формирования документов. Тем более что подать их повторно без уплаты пошлины можно лишь однократно. Следующая попытка будет стоить заявителю 800 рублей и нескольких потерянных дней.
Заявитель может посчитать отказ в регистрации ИП незаконным. В таком случае ему следует в течение 3 месяцев направить в вышестоящий налоговый орган жалобу. Это первый этап обжалования, пропустить который нельзя.
Если вышестоящий орган не поможет, надо обращаться в центральный аппарат ФНС. На это есть 3 месяца с даты вынесения решения по первой жалобе. Если и тут не удалось доказать незаконность отказа в регистрации, остается одна инстанция — суд. Причем нужно успеть обратиться с иском в 3-месячный срок с того дня, как заявитель узнал о нарушении своих прав.
В жалобе на незаконный отказ нужно указать:
Направить жалобу проще всего в ту же ИФНС, которая вынесла решение. Она обязана передать ее выше в течение 3 рабочих дней. К обращению будут приложены все документы, на основании которых последовал отказ в регистрации ИП. Жалобу в вышестоящий орган (либо в ФНС России, если это второй этап обжалования) можно направить и самостоятельно.
Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней, заявитель в этом не участвует. Однако он может до принятия решения представить дополнительные документы, и они будут приобщены к его обращению. Срок рассмотрения в таком случае продлят, но не более, чем на 10 дней.
В итоге либо решение об отказе отменят, либо оставят жалобу без удовлетворения. В первом случае регистрирующая ИФНС должна в течение 5 рабочих дней снова рассмотреть документы предпринимателя. Если нет других оснований для отказа, его зарегистрируют. За то, что инспекция отказала в открытии ИП незаконно, должностные лица понесут ответственность. А гражданину, которого не зарегистрировали, должны возместить причиненный отказом ущерб, хотя на практике добиться этого трудно.