Содержание
Парикмахерская – один из самых популярных видов женского бизнеса. В начале 2000-х годов, когда активно открывались салоны красоты с широким ассортиментом услуг, обычные парикмахерские в какой-то степени ушли в тень. Но потом оказалось, что клиентов, которым нужна только стрижка или окраска волос, более чем достаточно, а денег для старта такого бизнеса требуется не так много. Расскажем, как открыть парикмахерскую с нуля пошагово.
Выберите уровень заведения
Ответ на вопрос, сколько стоит открыть парикмахерскую, зависит от того, какой уровень оказания услуг вы сможете обеспечивать. Существует специальный ГОСТ по салонам красоты и парикмахерским (утвержден приказом Росстандарта от 27.03.2019 N 105-ст), который делит эти заведения на три категории: высшую, первую и вторую. Естественно, чем выше уровень, тем больше требований предъявляется.
Например, в парикмахерской высшей категории не менее 50% мастеров должны иметь пятый уровень квалификации с обязательным ежегодным обучением и участием в профессиональных конкурсах. Зал обслуживания оформляется с использованием декоративных элементов, обязательна световая вывеска, клиентам предлагаются прохладительные напитки, кофе, чай. Кроме того, в продаже должны быть сопутствующие товары, в том числе косметические и парфюмерные средства.
Конечно, такие требования больше подходят для салона красоты, чем для стандартной парикмахерской. На практике обычно так и происходит – заведения, в которые вкладываются значительные средства, редко ограничиваются только уходом за волосами.
Но даже если вы открываете парикмахерскую второй категории, или эконом-класса, то учитывайте, что уровень сервиса все равно предполагается достаточно высоким. Клиент в любом случае должен получить качественную услугу в безопасных условиях.
Если говорить о востребованности парикмахерских высшей категории, то она невысока. Такие заведения открываются, как правило, в крупных городах, где хватает платежеспособных клиентов. При этом даже в мегаполисах уровень загрузки таких объектов редко превышает 30% рабочего времени.
Парикмахерские второй категории, или бизнес-класс, открывают в центре городов, в крупных торговых и деловых центрах. Клиентов здесь больше, загруженность достигает 50%. Ну а больше всего клиентуры как раз в парикмахерских эконом-класса, рабочее время в них используется на 65-70%, а то и больше.
Если говорить о градации парикмахерских по стоимости обычной стрижки на волосах средней длины, то она такова:
- вторая категория – 400-500 рублей;
- первая категория – 750-1500 рублей;
- высшая категория – от 2000 рублей.
Сколько стоит открыть парикмахерскую эконом-класса
Давайте выясним, что нужно для открытия самого популярного формата парикмахерской, то есть эконом-класса или второй категории.
Прежде всего, надо решить, сколько рабочих мест будет в парикмахерской. В каждом из них устанавливается кресло для клиента, зеркало, тумбочка или тележка для хранения инструментов. Еще одно кресло с раковиной потребуется для мойки волос.
Краску, шампуни, бальзамы и другую косметику для волос удобно размещать в специальном модуле с полками, ящиками и ячейками. Его еще называют парикмахерской лабораторией. В вестибюле надо оборудовать зону ожидания для клиентов и стойку администратора.
Следующая статья расходов – это инструменты для мастеров: наборы ножниц, профессиональные фены, машинки для стрижки, щипцы, плойки, бритвы, расчески, щетки, бигуди, зажимы, наборы для окраски волос и др. Все многоразовые инструменты необходимо дезинфицировать после каждого использования, поэтому нужен также ультрафиолетовый стерилизатор.
Полотенца и другой текстиль для клиентов в основном закупают одноразовые, но если это не так, то надо продумать вопрос стирки. Это может быть специализированная прачечная или специальная зона, оборудованная в самой парикмахерской.
Косметика и расходные материалы должны иметь сертификаты безопасности и предназначаться для профессионального использования.
Вот примерный расчет затрат на открытие парикмахерской с тремя рабочими креслами.
Наименование расходов | Стоимость, рублей |
---|---|
Рабочее место (кресло, зеркало, тележка) * 3 | 75 000 |
Мойка с креслом | 12 000 |
Лаборатория | 15 000 |
Стерилизатор ультрафиолетовый | 3 500 |
Стойка администратора | 15 000 |
Мебель и вешалка для зоны ожидания | 35 000 |
Инструменты для мастера * 3 | 45 000 |
Косметика и расходные материалы | 25 000 |
Одноразовый текстиль | 5 000 |
Инвентарь для уборки помещения | 5 000 |
Мебель для оборудования комнаты персонала | 15 000 |
Ремонт помещения | 50 000 |
Арендная плата за один месяц | 25 000 |
Вывеска и график работы | 5 000 |
Кассовый аппарат | 15 000 |
Реклама | 10 000 |
Итого | 355 500 |
Это, разумеется, не все расходы. Деньги также нужны для оплаты коммунальных услуг, связи, интернета, бухгалтерского обслуживания, налогов (рекомендуем сразу выбирать режим УСН или ПСН), страховых взносов за работников и ИП за себя, резерва для выплаты зарплаты и других непредвиденных затрат. Так что всего, при самых скромных расходах, для открытия парикмахерской эконом-класса на три рабочих места вам потребуется минимум 500 000 рублей.
Кадровые вопросы
В любой сфере услуг большое значение имеет квалификация и личные качества исполнителя. Но для парикмахерских его роль еще выше, потому что мастер входит в близкий контакт с клиентом. Посетители привыкают к конкретному исполнителю, и даже готовы перейти за ним в другой салон.
Соответственно, владелец парикмахерской должен решать кадровые вопросы с учетом интересов мастеров, а не только своего бизнеса. Это значит, что в стоимости услуги до 50% будет составлять оплата работнику, а в коллективе важно сохранять нормальный психологический климат.
В этом смысле парикмахерские, как и салоны красоты, достаточно уязвимы, потому что хороший специалист без работы не останется. Тем более, что многие мастера дополнительно принимают постоянных клиентов на дому, поэтому имеют несколько источников дохода. Кадровая текучка в этом бизнесе – одна из самых высоких, при этом уровень исполнителей не всегда соответствует ожидаемому качеству услуги.
Таким образом, перед собственником парикмахерской стоят две задачи: где найти хороших мастеров, и как их удержать. Это очень важно, потому что без высококлассных специалистов можно потерять все свои вложения. Да и испортить репутацию парикмахерской довольно просто, для этого достаточно нескольких недовольных клиентов, которые столкнулись с хамством и низкой квалификацией персонала.
Советуем искать работников заранее, а не тогда, когда парикмахерская уже готова к открытию. Несмотря на определенный кадровый голод, для заведения эконом-класса найти мастеров не так сложно. Дело в том, что пока еще есть немало специалистов, работавших в советских службах быта. Многие из них незнакомы с современными тенденциями, но зато прекрасно делают классические стрижки, которые пользуются большим спросом у клиентов старшего возраста.
Кроме того, сейчас выпускается масса молодых мастеров, окончивших краткосрочные курсы, чей опыт не позволяет устроиться на работу в высококлассное заведение. Правда, надо учитывать, что через какое-то время такие работники могут уйти повышать уровень своего мастерства.
Количество работников зависит от того, сколько кресел будет в вашей парикмахерской. Если в ней будет три рабочих места, то только парикмахеров нужно 6 человек при сменном графике работы. Что касается администратора, то на первых порах его функции можно поручить самим мастерам. Уборщицу для небольшой парикмахерской лучше нанять приходящую, на один-два часа в день.
Как оформить работников? В большинстве случаев с ними надо заключать трудовой договор, а это потребует выплаты страховых взносов в размере 30% зарплаты (с суммы свыше МРОТ ставка составляет 15%). Причем, ГОСТ требует, чтобы у работников был документ о соответствующем образовании.
Что касается самозанятых, то здесь ситуация сложнее. Этот вариант больше подходит для аренды рабочих мест в салонах красоты, то есть когда самозанятый мастер сам получает оплату от клиентов и платит с них налоги. А вот оформлять своих работников в качестве самозанятых рискованно. Хотя прямо это не запрещено, но налоговая инспекция видит здесь схему ухода от налогов, особенно если мастер работает только у вас и не имеет других клиентов. Если дело дойдет до проверки, ИФНС может пересчитать налоги, доначислить недоимку и оштрафовать владельца бизнеса.
Документы для открытия парикмахерской
Теперь разберемся, какие документы нужны для открытия парикмахерской, и какие требования к ее деятельности установлены.
В первую очередь, надо понять, будете ли вы оказывать услуги, для которых требуется получение лицензии на медицинскую деятельность. В частности, это косметологические услуги, к которым относятся: депиляция, пилинг кожи, косметологическая чистка лица, мезотерапия, дарсонвализация, биоревитализация, инъекции. Сюда же относится использование аппаратов, в документации которых указано, что они имеют медицинское назначение.
Обычно такие процедуры предлагают в салонах красоты и косметологических кабинетах, но есть и парикмахерские, которые оказывают их в качестве сопутствующих услуг. Если вы планируете этим заниматься, то документальное согласование будет значительно сложнее. Во-первых, лицензионные требования для выдачи медицинской лицензии достаточно жесткие. Во-вторых, надо будет получать заключение о соответствии помещения санитарно-гигиеническим нормам.
Но если вы открываете обычную парикмахерскую, то ни лицензия на медицинскую деятельность, ни заключение СЭС не требуется. Однако это не означает, что вам не придется соблюдать специальные требования. Они есть и утверждены этими документами:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44;
- ГОСТ Р 51142-2019 Услуги бытовые. Услуги парикмахерских и салонов красоты. Общие технические условия.
Соблюдать эти правила работы надо салонам красоты и парикмахерским, а за их нарушения при проверках, особенно по жалобам клиентов, будут штрафовать.
А вот декларацию пожарной безопасности помещения всем парикмахерским необходимо оформить и подать в МЧС в течение шести месяцев после заключения договора аренды или покупки помещения. Форма декларации пожарной безопасности утверждена Приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171.
Далее вам надо заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, на подключение электроэнергии, теплоснабжения, воды, канализации, вывоза мусора. И уже перед самым стартом подайте в Роспотребнадзор уведомление о начале осуществления деятельности по форме из постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 584.
Разумеется, для открытия парикмахерской, как и любого бизнеса, необходимо зарегистрироваться в налоговой инспекции. А для получения оплаты от клиентов нужен кассовый аппарат и расчетный счет в банке.
Итого, для открытия парикмахерской подготовьте следующие документы:
- лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- договор аренды или покупки помещения;
- декларация пожарной безопасности;
- договоры с ресурсоснабжающими организациями;
- уведомление о начале осуществления деятельности;
- документы для уголка потребителя (книга жалоб и предложений, информация об исполнителе, закон «О защите прав потребителей», контакты территориального органа Роспотребнадзора).
И напомним о необходимости лицензии на медицинскую деятельность и заключении СЭС, если в парикмахерской будут проводиться косметологические процедуры, перечисленные выше.
Выводы
Приводим краткую инструкцию о том, как открыть парикмахерскую с нуля пошагово.
Шаг 1. Подберите подходящее помещение. Заведения эконом-класса часто открывают в спальных районах, где высокая плотность потенциальных клиентов. При выборе объекта недвижимости обращайте внимание на требования постановления от 24.12.2020 № 44. В частности, в нем указывается, что парикмахерские должны иметь места для хранения одежды посетителей, подсобные, вспомогательные помещения, для хранения инвентаря, мусора и остриженных волос. Для работников должна быть оборудована комната приема пищи и санузел. Договор аренды заключайте на длительный срок или с гарантией продления, иначе вы не сможете даже окупить затраты на ремонт и оборудование.
Шаг 2. Отремонтируйте помещение в соответствии с проектом, установите оборудование и мебель, закупите инструменты для мастеров и косметику для клиентов.
Шаг 3. Подготовьте все необходимые документы и не забудьте перед открытием подать в Роспотребнадзор уведомление о начале осуществления деятельности.
Шаг 4. Оформите работников по трудовым договорам, откройте расчетный счет, зарегистрируйте кассовый аппарат. Решите вопрос с бухгалтерским обслуживанием, для небольшого бизнеса можно вести самостоятельный учет в специализированном онлайн-сервисе или отдать эту деятельность на аутсорсинг.
Шаг 5. Запустите рекламную компанию. Если уровень обслуживания будет хорошим, вы быстро обзаведетесь кругом постоянных клиентов, и на рекламу больше тратиться не придется. При этом вы должны постоянно контролировать работу мастеров и атмосферу в салоне, потому что испортить первоначальное хорошее впечатление довольно просто.