Содержание
Чтобы гражданин мог вести бизнес без образования юридического лица, ему нужно зарегистрироваться как ИП. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей производится Федеральной налоговой службой. Обратиться туда можно самостоятельно. Давайте рассмотрим, какие для этого существуют способы.
Стать предпринимателями могут российские граждане и иностранцы, легально проживающие на территории РФ. Получить статус ИП может любой человек, кроме:
Регистрироваться индивидуальным предпринимателем в общем случае можно с 18 лет, а при письменном согласии обоих родителей – с 14 лет. При вступлении в брак ранее 18 лет разрешение родителей для начала бизнеса не требуется.
О порядке регистрации индивидуальных предпринимателей сказано в законе 129-ФЗ от 8 августа 2001 года. Чтобы стать ИП, гражданин должен:
Провести государственную регистрацию предпринимательской деятельности можно только по месту прописки гражданина. Если ее нет, подойдет временная регистрация сроком от полугода. Если же человек нигде не зарегистрирован ни постоянно, ни временно, то стать ИП он не сможет.
Иногороднему придется подавать документы в ИФНС по месту прописки. Ехать в свой населенный пункт для этого не нужно – можно подать документы в электронном виде или через нотариуса. После постановки на учет по месту прописки предприниматель сможет вести деятельность в том городе, где он живет в настоящий момент.
Далее расскажем обо всех способах постановки ИП на учет в ФНС.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – процесс несложный. Пройти этот путь каждый может сам. Но если нет времени и желания разбираться с тонкостями, можно привлечь представителя юридической фирмы или частного специалиста.
Набор услуг может варьироваться, как и их стоимость. Разброс цен примерно от 1 000 до 5 000 рублей, но стоимость также зависит от региона. Полное сопровождение может включать:
Помимо затрат на услуги регистратора, будут дополнительные расходы:
Обратите внимание! C 25.08.2021 действует упрощенный порядок регистрации ООО через нотариуса. Удостоверение подписи на заявлении и отправка пакета документов на регистрацию теперь является единым нотариальным действием. Дополнительная плата за отправку пакета в ИФНС взиматься не должна.
Но стоит ли тратить лишние средства? Ведь в бизнесе на первых порах может пригодиться каждый рубль. Для экономных существует несколько способов самостоятельной постановки на учет:
Далее кратко расскажем о каждом из этих вариантов, чтобы каждый выбрал для себя оптимальный.
Не так давно появились два новых способа открыть ИП: через нотариуса и через банк. Подробно в этой статье останавливаться на них мы не будем, отметим лишь, что они в целом схожи с порядком действия через МФЦ. Но есть и особенности. Нотариус за эти услуги взимает плату, тогда как многофункциональные центры действуют бесплатно. Банки же предлагают такие услуги в комплекте с открытием расчетного счета.
Сложность этого способа в том, что регистрировать ИП будут, вероятнее всего, вовсе не в той налоговой инспекции, которая располагается неподалеку от его дома. В крупных городах государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей занимаются отдельные ИФНС. Так, будущие ИП из Москвы должны обращаться для этого в межрайонную инспекцию № 46, а из Санкт-Петербурга – в ИФНС № 15. Жителям небольших населенных пунктов еще сложнее – там один регистрирующий орган может приходиться на несколько городов или даже на область.
Однако при самостоятельном открытии ИП есть одно огромное преимущество – затраты снижаются до 800 рублей. Конечно, без учета транспортных расходов и потерянного времени. В этом случае не нужно тратить средства на услуги нотариуса. Если заявитель лично идет в ИФНС, заверенная копия паспорта не нужны. Подпись на заявлении Р21001 он проставит в присутствии специалиста налоговой службы.
Если вы выбрали этот способ, прежде всего нужно посетить сайт ФНС. На нем можно узнать номер и адрес регистрирующей инспекции вашего региона. Для похода в инспекцию понадобится только заявление, паспорт и квитанция об уплате пошлины.
Преимущество центров одного окна в том, что их гораздо больше, чем регистрирующих ИФНС. То есть слишком далеко ехать не придется. Но сложность в том, что не все МФЦ заключили договоры с налоговой службой и принимают документы на государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей. Поэтому прежде рекомендуем узнать по телефону, может ли помочь ближайший центр в этом вопросе.
Если открытие будет в МФЦ, то информацию об уплате пошлины нужно узнавать там же. Вероятно, платить ее вовсе не придется. Многие центры взаимодействуют с ФНС в электронной форме, то есть подают данные будущего ИП через интернет. А при таком способе подачи платить пошлину не нужно.
Если в МФЦ нет электронного документооборота с ФНС, то пошлину платить придется. Узнать о способе оплаты в этом случае также лучше в самом центре. Обычно там стоят платежные терминалы, а все инструкции можно получить у сотрудников.
Направление пакета документов по почте или с доверенным лицом сейчас на практике не осуществляется. Дело в том, что при таких способах подачи подпись ИП на заявлении должен удостоверить нотариус. А с 25 августа 2021 года введено новое правило — нотариус, удостоверивший подпись, должен сам направить документы на регистрацию ИП. Этого требует закон.
При современном уровне развития цифровых технологий постановка ИП на учет возможна даже не выходя из дома. Единственное условие для этого – наличие у гражданина электронной подписи. Получить ее можно в любом удостоверяющем центре. Полный список УЦ есть на сайте Минкомсвязи. Комплект ЭЦП, куда входит годовой сертификат, носитель (специальная флешка) и лицензия на программу защиты данных, стоит от 1800 рублей.
Заказать изготовление электронной подписи можно удаленно, направив в УЦ скан-копии документов. Уже на следующий день, а иногда и в тот же, нужно будет явиться с документами в удостоверяющий центр и получить готовую ЭЦП.
Порядок государственной регистрации ИП в электронном виде очень простой. Нужно лишь сформировать на сайте ФНС заявление и прикрепить к нему скан-копию своего паспорта. Государственную пошлину платить не нужно, ведь данные подаются в цифровом виде. Далее следует подписать документы ЭЦП, а после отправить запрос в ФНС. Вот и все, осталось лишь дождаться, когда налоговая поставит ИП на учет.
Мы уже говорили, что госрегистрация индивидуальных предпринимателей производится на основе заявления по форме Р21001. Документ утвержден приказом налоговой службы от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. Бланк можно заполнить на компьютере, от руки или в специализированном онлайн-сервисе.
Порядок заполнения Р21001 такой:
Итак, мы рассмотрели способы государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей. Варианты есть на все случаи жизни, каждый может выбрать подходящий.
Тем, кто не хочет тратить на это время, но готов заплатить, целесообразно привлечь профессионала. Но и самостоятельная постановка на учет в качестве ИП не потребует слишком больших затрат времени. Зато это будет гораздо выгоднее в финансовом плане. Если же у заявителя есть электронная подпись, то весь процесс будет для него полностью дистанционным.
В заключение добавим, что главное – правильно заполнить заявление Р21001. Если допустить в нем неточности, в регистрации ИП могут отказать. В таком случае госпошлину не вернут. Но если в течение трех месяцев подать документы снова, то повторно платить пошлину не придется.