Содержание
Все организации в РФ ведут бухгалтерию и ежегодно сдают финансовую отчетность. Малый бизнес не освобождается от этой обязанности, но имеет преференции. Любое юридическое лицо, удовлетворяющее критериям малого предпринимательства, вправе подавать отчетность в упрощенной форме.
О том, что некоторые организации могут подавать бухгалтерскую отчетность (БО) в упрощенном виде, сказано в п. 4 ст. 6 закона о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011. Такое право есть всего у трех категорий юрлиц: у малого предпринимательства, у некоммерческих организаций и у резидентов «Сколково». Мы затронем только первую категорию: речь пойдет об объеме бухгалтерской отчетности для малых предприятий.
К ним относятся субъекты бизнеса, соответствующие требованиям из ст. 4 закона о развитии МСП № 209-ФЗ от 24.07.2007. Вот основные условия:
Однако не любые малые предприятия могут подавать БО в упрощенном виде. Это запрещено, например, микрофинансовым компаниям, ЖСК, юридическим консультациям и некоторым другим. Полный список есть в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.
Согласно п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (приказ Минфина № 34н от 29.07.1998), в состав форм бухгалтерской отчетности в общем случае входят:
Формы финансовой отчетности утверждены приказом Минфина № 66н от 02.07.2010.
Малые предприятия не подлежат обязательному аудиту, если сумма актива баланса на конец предшествующего года не превышает 400 млн рублей (пп. 4 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ от 30.12.2008). Так что аудиторское заключение в общем случае в список обязательных форм бухгалтерской отчетности для малых компаний не входит. Но если организация все же подлежит аудиту, то упрощенную БО она сдавать не может – придется отчитываться в обычном порядке.
В соответствии с п. 85 упомянутого выше Положения (приказ № 34н), малым компаниям разрешено не сдавать: отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения к отчетности и пояснительную записку.
Получается, что в бухгалтерскую отчетность для малых предприятий в обязательном порядке входят баланс и отчет о финансовых результатах (ОФР). Их бланки содержатся в приложении № 5 к приказу № 66н.
Кстати, в Приложении № 5 приводится форма отчета о целевом использовании средств. Нужно ли ее сдавать малому предприятию? Только в определенном случае: если оно в отчетном году получало целевое финансирование. Если же нет, то показателей для этого отчета не будет, и подавать его не придется.
Вместе с тем закон не запрещает субъектам малого бизнеса формировать финансовую отчетность в общем порядке, то есть в составе и по формам, утвержденным для прочих организаций (п. 6 приказа № 66н). Таким образом, отчетность малого предприятия может быть представлена или в полной, или в упрощенной форме по его выбору.
Правила составления БО содержатся в приказе № 66н. Согласно п. 6, бухгалтерская отчетность в упрощенном виде составляется по такой системе:
Иначе говоря, упрощение отчетности достигается не только за счет сокращения количества обязательных форм, но и за счет того, что нужно представить меньший объем информации.
Рассмотрим, что собой представляют упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах. А также кратко разберем на примере, какие данные можно из них получить.
В упрощенном балансе представлены укрупненные статьи актива и пассива:
Статья | Код строки баланса | Сумма (в тыс. рублей) |
---|---|---|
Актив | ||
Материальные внеоборотные активы | 1150 | 3000 |
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы | 1170 | 0 |
Запасы | 1210 | 5100 |
Денежные средства и денежные эквиваленты | 1250 | 4051 |
Финансовые и другие оборотные активы | 1230 | 1800 |
БАЛАНС | 1600 | 13951 |
Пассив | ||
Капитал и резервы | 1300 | 7456 |
Долгосрочные заемные средства | 1410 | 2265 |
Другие долгосрочные обязательства | 1450 | 0 |
Краткосрочные заемные средства | 1510 | 0 |
Кредиторская задолженность | 1520 | 4200 |
Другие краткосрочные обязательства | 1550 | 30 |
БАЛАНС | 1700 | 13951 |
Скачать заполненный бланк баланса
В активе отражается имущество компании, а в пассиве – источники, за счет которых это имущество формируется.
Актив упрощенного баланса состоит всего из 5 статей. Первая – это материальные основные средства: здания, сооружения, оборудование и прочее физическое имущество, которое используется дольше 1 года, а также капвложения в них. Вторая укрупненная статья – это нематериальные активы, включая результаты исследований и разработок, вложения в НМА, отложенные налоговые активы. Первая и вторая статьи вместе составляют внеоборотные активы компании.
Остальные 3 статьи актива составляют оборотные средства: материалы, продукция, деньги на счетах, финансовые вложения, дебиторская задолженность и другое.
В пассиве по строке 1300 отражается весь собственный капитал компании, без разделения на виды. Это уставный, добавочный, резервный капитал, нераспределенная прибыль, результат переоценки основных средств, собственные акции, которые выкуплены у акционеров, или доля ООО, принадлежащая обществу.
Остальные строки пассива – это различные долгосрочные и краткосрочные обязательства организации. Это средства, которые ей предстоит вернуть или куда-то заплатить: кредиты, займы, суммы налогов к уплате, задолженности перед контрагентами, резервы, например, на отпуск, и другие обязательства.
Баланс называется так потому, что в этом отчете должно быть равновесие: итоговые суммы актива и пассива должны быть равны. Это достигается за счет того, что все операции отражаются через бухгалтерские счета методом двойной записи – по дебету одного счета и по кредиту другого.
В итоге любая операция одновременно:
ОФР – это отчет, в котором сгруппированы доходы компании и ее расходы. На их основании считается налог и чистая прибыль, то есть сумма, которая остается после всех трат и налогообложения. Вот как выглядит упрощенный отчет о финансовых результатах, содержащий укрупненные показатели:
Вид доходов / расходов | Код строки отчета | Сумма (в тыс. рублей) |
Выручка | 2110 | 3700 |
Расходы по обычной деятельности | 2120 | (2280) * |
Проценты к уплате | 2330 | (0) * |
Прочие доходы | 2340 | 0 |
Прочие расходы | 2350 | (20) * |
Налоги на прибыль (доходы) | 2410 | (280) * |
Чистая прибыль (убыток) | 2400 | 1120 |
* — показатель в круглых скобках – это значение, которое нужно вычесть.
Выручка – это сумма, которую компании получила от осуществления своей обычной деятельности по реализации продукции, товаров или услуг (ТРУ). Она указывается за минусом НДС и акцизов.
Расходы по обычной деятельности – затраты, которые были понесены в ходе производства продукции или ТРУ, в том числе их себестоимость, управленческие и коммерческие расходы. Далее в строках отражаются проценты к уплате и прочие доходы и расходы.
Выручка и прочие доходы складываются, а все расходы вычитаются. По строке 2410 отражается налог на прибыль. Показатель чистой прибыли – это разница между доходами и расходами, уменьшенная на сумму налога. Это та сумма, которой может распоряжаться собственник бизнеса.
Сравнивая отчеты о финансовых результатах за разные периоды, можно увидеть динамику итогов деятельности предприятия. А еще по ОФР можно рассчитать показатели рентабельности, то есть эффективности бизнеса.
Это может быть интересно
Мы рассказали, что входит в упрощенную БО. Теперь несколько слов о том, как, куда и когда ее представлять.
Вне зависимости от формы финансовой отчетности – полной или упрощенной – все организации подают ее в единый срок. За прошедший год нужно отчитаться в течение трех месяцев, то есть до 31 марта следующего года.
До начала 2021 года малое предприятие могло выбрать, в какой форме сдавать БО – на бумаге или электронно. В настоящее время такого выбора уже нет: бухгалтерская отчетность подается в электронном виде всеми организациями.
Кроме того, раньше компании отдельно подавали экземпляр финотчетности в Росстат. Теперь делать этого не нужно. Достаточно направить отчетность в ФНС, и она будет опубликована в ГИР БО.