Бухгалтерская отчетность для малого бизнеса

Поделиться

Все организации в РФ ведут бухгалтерию и ежегодно сдают финансовую отчетность. Малый бизнес не освобождается от этой обязанности, но имеет преференции. Любое юридическое лицо, удовлетворяющее критериям малого предпринимательства, вправе подавать отчетность в упрощенной форме.

Правовая основа

О том, что некоторые организации могут подавать бухгалтерскую отчетность (БО) в упрощенном виде, сказано в п. 4 ст. 6 закона о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011. Такое право есть всего у трех категорий юрлиц: у малого предпринимательства, у некоммерческих организаций и у резидентов «Сколково». Мы затронем только первую категорию: речь пойдет об объеме бухгалтерской отчетности для малых предприятий.

К ним относятся субъекты бизнеса, соответствующие требованиям из ст. 4 закона о развитии МСП № 209-ФЗ от 24.07.2007. Вот основные условия:

  • численность персонала – до 100 человек;
  • максимальный доход за предыдущий календарный год – до 800 млн рублей (п. 1 постановления Правительства РФ № 265 от 04.04.2016).

Однако не любые малые предприятия могут подавать БО в упрощенном виде. Это запрещено, например, микрофинансовым компаниям, ЖСК, юридическим консультациям и некоторым другим. Полный список есть в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.

Состав финансовой отчетности для малых предприятий

Согласно п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (приказ Минфина № 34н от 29.07.1998), в состав форм бухгалтерской отчетности в общем случае входят:

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к ним, в том числе отчет о движении денежных средств, приложение к балансу;
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудиту.

Формы финансовой отчетности утверждены приказом Минфина № 66н от 02.07.2010.

Малые предприятия не подлежат обязательному аудиту, если сумма актива баланса на конец предшествующего года не превышает 400 млн рублей (пп. 4 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ от 30.12.2008). Так что аудиторское заключение в общем случае в список обязательных форм бухгалтерской отчетности для малых компаний не входит. Но если организация все же подлежит аудиту, то упрощенную БО она сдавать не может – придется отчитываться в обычном порядке.

В соответствии с п. 85 упомянутого выше Положения (приказ № 34н), малым компаниям разрешено не сдавать: отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения к отчетности и пояснительную записку.

Получается, что в бухгалтерскую отчетность для малых предприятий в обязательном порядке входят баланс и отчет о финансовых результатах (ОФР). Их бланки содержатся в приложении № 5 к приказу № 66н.

Кстати, в Приложении № 5 приводится форма отчета о целевом использовании средств. Нужно ли ее сдавать малому предприятию? Только в определенном случае: если оно в отчетном году получало целевое финансирование. Если же нет, то показателей для этого отчета не будет, и подавать его не придется.

Вместе с тем закон не запрещает субъектам малого бизнеса формировать финансовую отчетность в общем порядке, то есть в составе и по формам, утвержденным для прочих организаций (п. 6 приказа № 66н). Таким образом, отчетность малого предприятия может быть представлена или в полной, или в упрощенной форме по его выбору.

Как формировать упрощенную бухотчетность

Правила составления БО содержатся в приказе № 66н. Согласно п. 6, бухгалтерская отчетность в упрощенном виде составляется по такой системе:

  • в балансе и ОФР фигурируют показатели только по группам статей, а не по статьям (укрупненные показатели);
  • если все же компания сдает приложения к балансу и ОФР, то в них приводится только самая важная информация, без знания которой нельзя оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности.

Иначе говоря, упрощение отчетности достигается не только за счет сокращения количества обязательных форм, но и за счет того, что нужно представить меньший объем информации.

Как выглядят упрощенные формы БО

Рассмотрим, что собой представляют упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах. А также кратко разберем на примере, какие данные можно из них получить.

Баланс

В упрощенном балансе представлены укрупненные статьи актива и пассива:

Статья

Код строки баланса

Сумма (в тыс. рублей)

Актив

Материальные внеоборотные активы

1150

3000

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

1170

0

Запасы

1210

5100

Денежные средства и денежные эквиваленты

1250

4051

Финансовые и другие оборотные активы

1230

1800

БАЛАНС

1600

13951

Пассив

Капитал и резервы

1300

7456

Долгосрочные заемные средства

1410

2265

Другие долгосрочные обязательства

1450

0

Краткосрочные заемные средства

1510

0

Кредиторская задолженность

1520

4200

Другие краткосрочные обязательства

1550

30

БАЛАНС

1700

13951

Скачать заполненный бланк баланса

В активе отражается имущество компании, а в пассиве – источники, за счет которых это имущество формируется.

Актив упрощенного баланса состоит всего из 5 статей. Первая – это материальные основные средства: здания, сооружения, оборудование и прочее физическое имущество, которое используется дольше 1 года, а также капвложения в них. Вторая укрупненная статья – это нематериальные активы, включая результаты исследований и разработок, вложения в НМА, отложенные налоговые активы. Первая и вторая статьи вместе составляют внеоборотные активы компании.

Остальные 3 статьи актива составляют оборотные средства: материалы, продукция, деньги на счетах, финансовые вложения, дебиторская задолженность и другое.

В пассиве по строке 1300 отражается весь собственный капитал компании, без разделения на виды. Это уставный, добавочный, резервный капитал, нераспределенная прибыль, результат переоценки основных средств, собственные акции, которые выкуплены у акционеров, или доля ООО, принадлежащая обществу.

Остальные строки пассива – это различные долгосрочные и краткосрочные обязательства организации. Это средства, которые ей предстоит вернуть или куда-то заплатить: кредиты, займы, суммы налогов к уплате, задолженности перед контрагентами, резервы, например, на отпуск, и другие обязательства.

Баланс называется так потому, что в этом отчете должно быть равновесие: итоговые суммы актива и пассива должны быть равны. Это достигается за счет того, что все операции отражаются через бухгалтерские счета методом двойной записи – по дебету одного счета и по кредиту другого.

В итоге любая операция одновременно:

  1. Увеличивает один актив / пассив и также уменьшает другой. Например, купили сырье: денежные средства уменьшились (актив), а запасы увеличились (тоже актив).
  2. Уменьшает или увеличивает одинаково и актив, и пассив. Например, выплатили задолженность кредитору: денежные средства уменьшились (актив), задолженность тоже уменьшилась (пассив).

Отчет о финансовых результатах

ОФР – это отчет, в котором сгруппированы доходы компании и ее расходы. На их основании считается налог и чистая прибыль, то есть сумма, которая остается после всех трат и налогообложения. Вот как выглядит упрощенный отчет о финансовых результатах, содержащий укрупненные показатели:

Вид доходов / расходов

Код строки отчета

Сумма (в тыс. рублей)

Выручка

2110

3700

Расходы по обычной деятельности

2120

(2280) *

Проценты к уплате

2330

(0) *

Прочие доходы

2340

0

Прочие расходы

2350

(20) *

Налоги на прибыль (доходы)

2410

(280) *

Чистая прибыль (убыток)

2400

1120

* — показатель в круглых скобках – это значение, которое нужно вычесть.

Скачать образец ОФР

Выручка – это сумма, которую компании получила от осуществления своей обычной деятельности по реализации продукции, товаров или услуг (ТРУ). Она указывается за минусом НДС и акцизов.

Расходы по обычной деятельности – затраты, которые были понесены в ходе производства продукции или ТРУ, в том числе их себестоимость, управленческие и коммерческие расходы. Далее в строках отражаются проценты к уплате и прочие доходы и расходы.

Выручка и прочие доходы складываются, а все расходы вычитаются. По строке 2410 отражается налог на прибыль. Показатель чистой прибыли – это разница между доходами и расходами, уменьшенная на сумму налога. Это та сумма, которой может распоряжаться собственник бизнеса.

Сравнивая отчеты о финансовых результатах за разные периоды, можно увидеть динамику итогов деятельности предприятия. А еще по ОФР можно рассчитать показатели рентабельности, то есть эффективности бизнеса.

Правила подачи упрощенной отчетности

Мы рассказали, что входит в упрощенную БО. Теперь несколько слов о том, как, куда и когда ее представлять.

Вне зависимости от формы финансовой отчетности – полной или упрощенной – все организации подают ее в единый срок. За прошедший год нужно отчитаться в течение трех месяцев, то есть до 31 марта следующего года.

До начала 2021 года малое предприятие могло выбрать, в какой форме сдавать БО – на бумаге или электронно. В настоящее время такого выбора уже нет: бухгалтерская отчетность подается в электронном виде всеми организациями.

Кроме того, раньше компании отдельно подавали экземпляр финотчетности в Росстат. Теперь делать этого не нужно. Достаточно направить отчетность в ФНС, и она будет опубликована в ГИР БО.