Содержание
Процедура оформления сотрудника по трудовому договору состоит из следующих этапов:
- Получение документов от работника.
- Ознакомление сотрудника с локальными нормативными актами.
- Заключение трудового договора.
- Оформление и регистрация документов на работника.
- Внесение записи в трудовую книжку.
Рассмотрим каждый из них более подробно:
1. Получение документов от работника
При оформлении на работу нового сотрудника от него необходимо получить пакет документов. В зависимости от должности и предъявляемых к ней требований этот перечень может меняться.
Обязательные документы:
- Паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности по форме № 2П, свидетельство о рождении, документ, подтверждающий личность иностранного гражданина).
- Трудовая книжка (подробно о ведении, хранении и внесении данных в трудовую книжку здесь).
- СНИЛС (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования).
- Военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (если принимаемый на работу сотрудник является военнообязанным).
Примечание: если работник не имеет трудовой книжки и СНИЛС (первое место работы), то работодатель обязан их оформить. Исключение составляет прием на работу дистанционных сотрудников, когда трудовой договор заключается путем обмена электронными документами. В данном случае работник сам получает СНИЛС в отделении ПФР и направляет сведения о нем работодателю.
Дополнительные документы:
- Диплом или иной документ, подтверждающий наличие образования (аттестат и т.п.).
- Справка о прохождении медосмотра или медицинская книжка. Требуется в случаях, когда должность требует прохождения обязательного медосмотра (см. слайдер ниже);
- Справка о наличии (отсутствии) судимости (обязательна для представления при устройстве на должность педагогического работника, госслужащего, судебного пристава, работника таможенных органов и т.д.).
- ИНН (при его наличии). Отсутствие ИНН не может являться препятствием для принятия сотрудника на работу, так как оно не включено в перечень обязательных документов и отказ в приеме на работу по факту отсутствия указанного документа является необоснованным.
- Заграничный паспорт.
- Справка 2-НДФЛ (необходима, в случае если работник хочет получать налоговые вычеты).
- Справка о сумме з/п за последние 2 года (необходима для расчета пособий по больничному в случае, если расчет будет производиться исходя из заработной платы у предыдущих работодателей).
- Разрешение на работу (патент) – для иностранных граждан и лиц без гражданства, если осуществление трудовой деятельности без указанных документов невозможна.
- Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы на Крайнем Севере (если сотрудник принимается на работу в указанный регионе).
- Сведения о доходах и имуществе супруга (супруги), несовершеннолетних детей. Предоставление указанного документа обязательно для госслужащих, сотрудников Центробанка (на ряд должностей), муниципальных служащих.
- Заявление о приеме на работу. Cоставление заявления о приеме не является обязательным условием для заключения трудового договора и его отсутствие не может являться основанием для отказа в принятии на работу. Исключение составляют только государственные и муниципальные служащие обязанные составить данное заявление.
Кому необходимо проходить медицинский осмотр при устройстве на работу
Обязательному медосмотру при заключении трудового договора подлежат следующие категории граждан:
- Несовершеннолетние.
- Работники вредных производств и производств с опасными условиями труда.
- Работники, связанные с движением транспорта.
- Сотрудники, принимаемые на работу в районы Крайнего Севера и иных приравненных к нему местностей.
- Работники, принимаемые на вахтовую работу.
- Граждане, принимаемые на работу в сферу общепита, торговли, водопроводных сооружений, медуслуг, детского образования (детские сады, школы и т.п.).
- Сотрудники, принимаемые на подземные работы.
- Иные сотрудники, обязательность прохождения медосмотра которых, установлена законодательством РФ.
2. Ознакомление сотрудника с локальными нормативными актами
Перед заключением трудового договора, сотрудника необходимо ознакомить с локальными нормативными актами. Эти документы разрабатываются работодателем самостоятельно, с учетом направления его деятельности. С одними из них ознакомление является обязательным, с другими – только при их наличии в организации.
Документы, обязательные для ознакомления:
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Правила и инструкция по охране труда.
- Положение об оплате труда (если указанный раздел включен в правила внутреннего трудового распорядка).
- Правила хранения и использования персональных данных работников.
Документы, обязательные для ознакомления только при их наличии в организации:
-
В случае если в трудовом договоре отсутствует перечень выполняемых сотрудником обязанностей, они прописываются в должностной инструкции, которая является, в свою очередь, неотъемлемой частью договора. Унифицированной формы данного документа нет — она разрабатывается работодателем самостоятельно и является его внутренним локальным документом.
Примечание: если должностная инструкция не подписана работником, то применить к нему меры взыскания за неисполнение прописанных в инструкции обязанностей, нельзя.
- Положение о материальной ответственности.
- Положение о документообороте.
- Коллективный договор.
- Положение о социальном обеспечении работников.
- Иные, разработанные в организации документы.
После того, как работник был ознакомлен с локальными нормативными актами, он должен расписаться в листе ознакомления, после чего лист сшивается с актом, нумеруется и скрепляется печатью и подписью должностного лица.
Обратите внимание, что в скором времени вступит в силу закон упрощающий кадровый учет микропредприятий, в частности, указанные работодатели смогут не принимать локальные нормативные акты, а также не вносить сведения о работе в трудовую книжку сотрудника. В настоящее время закон подписан Президентом РФ, ожидается его официальное опубликование (после которого он вступит в силу спустя 180 дней).
3. Заключение трудового договора
Трудовой договор заключается в письменной форме и составляется в двух экземплярах: один отдается работнику, второй остается у работодателя. При этом на экземпляре, оставшемся у работодателя, должна стоять подпись работника, получившего договор.
Примечание: присвоение номеров трудовым договорам законом не предусмотрено, но может быть введено работодателем для упрощения учета и идентификации указанных документов. Также закон не требует проставление печати в трудовом договоре для организаций – ООО и АО.
Содержание трудового договора
Трудовой договор должен в обязательном порядке содержать предусмотренные законодательством сведения. Их отсутствие в договоре делает данный документ недействительным. Помимо обязательных условий, работодатель может внести в договор дополнительные, но они при этом не должны ухудшать положение работника.
Обязательные условия для включения в трудовой договор:
- ФИО работника;
- наименования работодателя-организации или ФИО ИП;
- данные о лице, подписавшем трудовой договор со стороны работодателя (его представителе);
- паспортные данные работника и работодателя-ИП;
- ИНН (при его наличии);
- место и дата заключения договора;
- место работы (если работник принимается в филиал-необходимо указать подразделение и адрес местонахождения филиала);
- должность в соответствии со штатным расписанием (если должность не включена в штатное расписание указание ее в договоре недопустимо);
- дата начала работы;
- дата окончания работы если договор срочный (отсутствие в договоре срока действия подразумевает его бессрочность);
- условия оплаты труда (размер оклада, доплаты, надбавки, премии, иные поощрительные выплаты);
- режим рабочего времени и отдыха;
- гарантии и компенсации при работе с вредными и опасными условиями труда (если работник принимается на такую работу);
- условия труда на рабочем месте;
- условие об обязательном соцстраховании.
Образцы заполнения
Образец трудового договора с внутренним совместителем (скачать).
Образец трудового договора с внешним совместителем (скачать).
Образец трудового договора с дистанционным сотрудником (скачать).
Образец трудового договора с генеральным директором (скачать).
О том, в каких случаях возможно заключение срочного трудового договора с сотрудником, читайте здесь.
4. Оформление и регистрация документов на работника
После оформления трудового договора на сотрудника необходимо составить:
Приказ о приеме на работу
Приказ о приеме на работу составляется после оформления трудового договора по унифицированной форме № Т-1 или № Т-1а. Указанный документ подтверждает факт принятия сотрудника на работу, а также является основанием для внесения сведений в трудовую книжку и личную карточку работника.
Более подробно с порядком и образцами заполнения приказа о приеме на работу вы можете ознакомиться здесь.
Личная карточка работника
Одним из обязательных документов, составляемых после заключения трудового договора является личная карточка сотрудника. Подробнее о заполнении личной карточки сотрудника здесь.
Лицевой счет
Карточкам лицевого счета составляется для ежемесячного отражения сведений о заработной плате, выплаченной в течение года. Документ оформляется сотрудником бухгалтерии по формам Т-54 и Т-54а.
Более подробно с порядком и образцом заполнения карточки лицевого счета вы можете ознакомиться здесь.
Карточка индивидуального учета начисленных выплат и страховых взносов.
Указанный документ используется для учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Новую форму карточки, рекомендованную ПФР и ФСС можно скачать здесь.
Образец заполнения карточки можно скачать здесь.
Примечание: рекомендованная ФСС и ПФР форма не является обязательной к применению, в связи с чем работодатель на ее основе (с учетом рекомендаций указанных органов) может разработаться удобную для себя форму.
Налоговый регистр по доходам и НДФЛ
Работодатели, заключившие трудовой и гражданско-правовой договоры, обязаны вести учет доходов работников и сумм исчисленного и удержанного с данных доходов НДФЛ. Указанный документ не имеет обязательной унифицированной формы, в связи с чем работодатель обязан самостоятельно разработать его форму.
Регистр по доходам и НДФЛ должен содержать следующие обязательные сведения:
- ФИО сотрудника.
- ИНН или паспортные данные.
- Статус налогоплательщика (резидент/нерезидент).
- Суммы выплаченных работнику доходов и предоставленных налоговых вычетов.
- Даты выплаты дохода.
- Суммы исчисленного и удержанного НДФЛ.
- Даты удержания и перечисления НДФЛ.
- Реквизиты платежных поручению на перечисление подоходного налога в бюджет.
Образец заполнения налогового регистра по доходам и НДФЛ (скачать).
5. Внесение записи в трудовую книжку
Работодатель обязан вести трудовые книжки каждого из своих сотрудников если они проработали в организации свыше пяти дней. Исключение составляют лишь совместители.
Примечание: данные о заключении гражданско-правового договора в трудовую книжку не вносятся.
Общие правила заполнения трудовой книжки
При заполнении трудовой книжки необходимо соблюдать следующие правила:
- cведения вносятся в соответствии с приказом о приеме на работу;
- данные вносятся только работодателем, либо его должностным лицом, уполномоченным на то соответствующим приказом;
- сведения вносятся перьевой, гелевой или шариковой ручкой черного, синего или фиолетового цвета;
- заполнение книжки начинается с графы 3, в которой необходимо указать полное и сокращенное наименование организации. Допускается вместо этого поставить печать с указанием наименования. Если работник принимается в филиал – указывается наименование головной организации;
- после графы 3 заполняется графа 1 в которой указывается порядковый номер записи. При внесении записи должен соблюдаться порядок сквозной нумерации. То есть, если предыдущая запись была под номером 8, следующая будет под номером 9;
- в графе 2 необходимо указать дату начала работы в соответствии с приказом. Сведения вносятся арабскими цифрами;
- в графе 3 (напротив даты начала работы) необходимо указать должность, специальность или профессию с указанием квалификации на которую принят работник и наименование подразделения в котором он будет трудиться;
- в графе 4 указывается дата и номер приказа о приеме на работу;
Ответы на вопросы
Как правильно оформить временного водителя для отчетности? Я ИП грузоперевозки. Хочу временно на пару месяцев нанять водителя, нужна пошаговая инструкция! Что нужно делать? Какие взносы и налоги платить за временного работника и нужно ли его как-то отображать в налоговой декларации?
При приеме сотрудника на временную работу Вы можете заключить с ним срочный трудовой договор. С порядком и особенностями заключения трудового договора Вы можете ознакомиться на этой странице.
За сотрудника нужно уплачивать НДФЛ и страховые взносы.
Относительно НДФЛ
Подоходный налог работодатель должен удерживать и перечислять один раз в налоговую инспекцию, по итогам каждого месяца в день выплаты зарплаты.
При этом, при расчёте НДФЛ необходимо учитывать все выплаты, сделанные сотруднику в течение месяца.
Рассчитывается НДФЛ по следующей формуле: НДФЛ = (Доход сотрудника за месяц – Налоговые вычеты) x Налоговая ставка Налоговая ставка для расчёта подоходного налога составляет 13% (практически для всех доходов выплачиваемых сотрудникам) или 30% (в случае выплат иностранным работникам).
Более подробно про порядок расчета и уплаты НДФЛ за наемных работников Вы можете узнать здесь.
Относительно страховых взносов
ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, ежемесячно перечислять страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в ФНС РФ. Взносы на травматизм по прежнему уплачиваются в ФСС.
С выплат физическим лицам, по договорам гражданско-правового характера, необходимо перечислять взносы только на пенсионное и медицинское страхование (взносы от несчастных случаев не перечисляются в любом случае, а взносы по временной нетрудоспособности перечисляются, только при условии, что такой пункт прописан в договоре).
В 2018 году страховые взносы нужно платить по следующим тарифам:
На пенсионное страхование (ПФР) – 22%.
На медицинское страхование (ФФОМС) – 5,1%.
На социальное страхование (ФСС) – 2,9% (без учёта взносов от несчастных случаев).
Подробнее про порядок расчета и уплаты страховых взносов за сотрудников Вы можете узнать здесь.
Также за наемных работников необходимо сдавать отчетность: В ФНС, ПФР и ФСС.
Более подробно про всю отчетность за сотрудников здесь.
Что касается отражения в налоговой декларации
Страховые взносы, уплаченные за сотрудников Вы можете учесть при расчете налога.
8 июля 2018