Содержание
Оборот товаров на внутреннем рынке РФ должен быть полностью прозрачен, об этом Правительство заявило еще в 2017 году. Для этого была разработана и запущена система маркировки «Честный знак», к которой постепенно подключаются производители, импортеры и продавцы многих товарных категорий. Мы разобрались, что такое маркировка продукции, и как зарегистрироваться в этой системе.
Как работает система маркировки товаров
Система маркировки прослеживает прохождение товаров от производителя либо импортера до конечного потребителя. Контроль проводится на каждом этапе, и вот как это выглядит на схеме.
Для этого используется специальный код маркировки, который считывается сканером, а данные о прохождении поступают в систему. У кода есть и другие названия: контрольно-идентификационный знак или DataMatrix. Внешне он похож на QR-код, но между ними есть и отличия.
DataMatrix-код размещают на упаковке товара или на этикетке. Разработкой и поддержкой всей системы, в том числе генерацией кодов, занимается специальный Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Коды маркировки платные – 50 копеек за единицу. Исключение сделано только для лекарств стоимостью до 20 рублей, для них коды выдают бесплатно.
Все товары, получившие уникальный код маркировки, вносятся в Национальный каталог. Конечный потребитель может легко убедиться, что купленный им товар легально прошел всю цепочку от производителя до магазина. Для этого надо скачать в интернете приложение для проверки маркировки товаров «Честный знак».
Давайте войдем в роль покупателя и проверим маркировку пастеризованных сливок, то есть молочной продукции, которая подлежит обязательному прохождению через систему «Честный знак». Открываем приложение и наводим камеру на код маркировки, размещенный на упаковке. Как видим, все в порядке, продукция зарегистрирована и проверена, срок годности не истек.
А это пример проверки кожаных ботинок, здесь информации о товаре больше.
Если покупатель выявит какое-то несоответствие маркировки с самим товаром, можно сразу сообщить о нарушении.
Для каких товаров маркировка обязательна
Первоначально предполагалось, что к 2024 году под маркировку должно подпадать большинство товарных категорий. на практике же получилось, что маркируются отдельные группы товаров. Хотя Правительство РФ не оставило своих планов распространить маркировку на весь или почти на весь рынок: постепенно подконтрольных товарных групп становится больше. Процесс маркировки многоэтапный, со своими сроками и группами товаров. Соответствующий перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р, в которое постоянно вносятся изменения.
Приводим перечень, какие товары подлежат обязательной маркировке в данный момент, то есть на 1 сентября 2024 года (согласно данным официального сайта системы маркировки «Чесный знак»):
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- молочная продукция;
- упакованная вода;
- лекарства;
- табак и табачные изделия;
- некоторые товары легкой промышленности;
- обувь;
- шубы и изделия из натурального меха;
- духи и туалетная вода;
- морепродукты (икра);
- технические средства реабилитации — с 01.09.2024;
- ветеринарные препараты — с 01.09.2024;
- растительные масла — с 01.09.2024;
- корма для животных — с 01.09.2024;
- консервированные продукты — с 01.09.2024;
- шины и покрышки;
- фотоаппараты и лампы-вспышки;
- часть медицинских изделий (томографы, стенты, ортопедическая обувь, слуховые аппараты и другое);
- велосипеды — с 01.09.2024;
- БАД;
- антисептики;
- кресла-коляски;
- безалкогольные напитки;
- безалкогольное пиво — с 01.09.2024;
Кроме того, в виде эксперимента к системе «Честный знак» подключали такие товары:
- детские игрушки;
- радиоэлектроника;
- оптоволокно;
- фармацевтическое сырье, лекарственные средства;
- парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия;
- печатная продукция;
- строительные материалы;
- отопительные приборы;
- кабельная продукция;
- слабый алкоголь;
- еще одна часть медицинских изделий (шприцы, инфузионные системы, маски, салфетки, пробирки, импланты и другое);
- пиротехника;
- бакалея;
- моторные масла.
Нормативно-правовая база
Маркировка товаров регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»;
- закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ, которым внесены изменения в закон «О контрольно-кассовой технике»;
- распоряжение Правительства от 28.12.2018 № 2963-р, утвердившим Концепцию создания и функционирования системы маркировки;
- распоряжение Правительства от 28.04.2018 № 791-р, которым утверждена модель функционирования системы маркировки«;
- распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке;
- постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515, которым установлены Правила маркировки и Положение о системе мониторинга за оборотом товаров;
- постановление Правительства от 31.12.2019 N 1955 об обеспечении доступа к информации, содержащейся в системе мониторинга за оборотом маркированных товаров;
- постановление Правительства от 08.05.2019 № 577, установившим стоимость кодов маркировки.
Кроме того, приняты отдельные постановления и распоряжения Правительства, регулирующие маркировку разных товарных категорий. Вот основные документы:
- меховых изделий – от 11.08.2016 N 787;
- табачной и никотинсодержащей продукции – от 28.02.2019 N 224;
- шин и покрышек – от 31.12.2019 № 1958;
- обуви – от 5 июля 2019 г. № 860;
- лекарств – от 14.12.2018 № 1556 и от 14.12.2018 № 1557;
- фотокамер и вспышек – от 31.12.2019 № 1953;
- духи и туалетная вода – от 31.12.2019 № 1957;
- некоторых изделий легкой промышленности – от 31.12.2019 № 1956;
- воды в упаковке – от 31.05.2021 N 841;
- молочной продукции – от 13.07.2019 № 1533-р и от 15 декабря 2020 г. № 2099.
Больше нормативных документов по своей товарной группе ищите на сайте «Честного знака».
Что касается штрафов за нарушение порядка обязательной маркировки товаров, то они предусмотрены статьями 15.12 и 15.12.1 КоАП РФ:
- за производство и ввод в оборот без марок или в нарушение установленного порядка – от 5 до 10 тысяч рублей на ИП и от 50 до 100 тысяч рублей на юридические лица;
- за продажу, хранение, перевозку, приобретение в целях сбыта товаров без марок – от 5 до 10 тысяч рублей на ИП и от 50 до 300 тысяч рублей на организации с конфискацией;
- за производство алкогольной продукции либо производство, ввод в оборот табачных изделий, табачной продукции или никотинсодержащей продукции без маркировки – от 30 до 50 тысяч рублей на ИП и от 300 до 500 тысяч рублей на юрлица.
- за оборот алкогольной продукции или табачных изделий, табачной продукции или никотинсодержащей продукции без маркировки – от 10 до 20 тысяч рублей на ИП и от 300 до 500 тысяч рублей на юрлица.
- за непредставление сведений или нарушение установленного порядка и сроков – от 1 до 10 тысяч рублей на ИП и от 50 до 100 тысяч рублей на юрлица.
Регистрация в системе «Честный знак»
Таким образом, если вы производите, импортируете, реализуете маркированный товар, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак». Это официальный портал государственной системы маркировки и прослеживания, и здесь есть подробные инструкции для регистрации по разным товарным категориям.
Предположим, вы – индивидуальный предприниматель, который планирует заниматься продажей обуви. Для начала регистрации выберите «Обувь» на вкладке товарных категорий.
Затем переходите на вкладку «Розничная торговля».
После этого вы попадете на страницу с подробными инструкциями.
- Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись на индивидуального предпринимателя (или руководителя организации). Такую ЭЦП бесплатно выдает налоговая инспекция, за свой счет вам надо будет приобрести только носитель, то есть специальную флешку. Во многих инспекциях есть терминалы для их продажи.
- Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью, его предоставляет ФНС России. Зарегистрируйтесь в системе мониторинга.
- Для приемки и продажи маркированных товаров используется система товарного учета. Список поставщиков этого программного обеспечения приводится в инструкциях. Кроме того, необходимо обновить прошивку онлайн-кассы, которая будет передавать сведения о продаже маркированного товара.
- Приобретите и подключите к контрольно-кассовой технике 2D сканер штрих-кода. Принтер для этикеток или нанесения кода маркировки на упаковку розничным продавцам требуется в следующих случаях: при оформлении товарных остатков; для восстановления кода, если покупатель вернул товар, но при этом маркировка была нарушена; код поврежден при транспортировке или хранении и не читается сканером.
- Подключитесь к системе электронного документооборота (ЭДО), через которую вы будете принимать универсальные передаточные документы на товар. Вы можете использовать платные системы ЭДО или воспользоваться бесплатной версией ЭДО Лайт, которую предоставляет «Честный знак».
После подключения к системе розничный продавец может принимать товар для последующей продажи. Накладные от поставщика принимаются в электронном виде через систему ЭДО. В кассовое программное обеспечение вводятся коды принятого товара. При его продаже кассир сканером считывает маркировку и в систему «Честный знак» поступают сведения о продаже товара и выбытия его из оборота.
Если код выдает ошибку, то продавать такой товар нельзя. В этом случае продавцу надо обратиться к поставщику для замены. При этом оформляется акт расхождения на входящий УПД, а поставщик должен направить универсальный корректировочный документ или исправленный универсальный передаточный документ.
Если по какой-то причине замена товара и документальное оформление этого невозможно (например, поставщик не идет на контакт), то продавец должен обратиться в Роспотребнадзор и сообщить о нарушении работы с маркированным товаром.
Надо признать, что подключение и работа в системе «Честный знак» достаточно сложна, поэтому для участников действует бесплатный обучающий центр с видеоинструкциями.
Обучающие уроки проводят также технологические партнеры, которые разрабатывают собственные решения для работы с маркированными товарами.
Кроме того, некоторые из них предлагают платные услуги по подключению к системе «Честный знак». Такой возможностью вполне можно воспользоваться, если вам не хочется разбираться во всем этом самостоятельно.
Услуга стоит недорого, например, удаленная регистрация в системе и настройка одного рабочего места стоит около 2 000 рублей (при наличии у вас ЭЦП). Есть также комплексная услуга, куда входит не только регистрация, но также заказ и печать кодов, подбор необходимого оборудования, настройка системы электронного документооборота и обучение работы в нем.