На обсуждение Правительства поступил законопроект «О платформенной экономике». Его положения направлены на создание и регулирование взаимоотношений между операторами платформ, их партнерами и конечными потребителями.
Как прокомментировал появление этого законопроекта заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Григоренко, регулирование работы цифровых платформ на законодательном уровне позволит защитить граждан от несертифицированной, низкокачественной и опасной продукции. Новым законом будут предусмотрены специальные сервисы для взаимодействия бизнеса и потребителей, что сделает его предсказуемым и комфортным.
Цель нового закона – обеспечить безопасное потребление без усиленного давления на бизнес, добиться баланса интересов, при котором будут надежно защищены права потребителей и сформируются условия для устойчивого и динамичного развития платформенной экономики.
Положения нового закона будут направлены преимущественно на регулирование деятельности цифровых платформ. Речь о маркетплейсах Ozon, Wildberries и других, сервисах такси и доставки – это «Яндекс» и его «коллеги», сервисы для поиска исполнителей – YouDo и др. и бронирования путешествий – Ostrovok, «Яндекс Путешествия» и т.д. Такие сервисы работают по схеме: размещение предложения, заключение сделки, прием оплаты. Новый закон не только четко определяет суть платформенной экономики, но и точно формулирует понятия цифровой платформы, пункта выдачи заказов, карточки товара и т.д. В нем содержатся требования к договорам между продавцами, исполнителями, владельцами ПВЗ, установлен порядок предоставления скидок и участия в акциях, формирования актов сверки. Нашли в нем отражение также санкции за нарушение условий сотрудничества и досудебное урегулирование споров.
Основным моментом, который долго ждали все стороны, это введение ответственности платформ и их партнеров перед потребителями. Предполагается что, прежде чем допустить партнера на платформу его проверят через госреестры и ЕСИА. Без такой проверки сотрудничество с партнером станет невозможным.
Кроме того, товарные карточки должны будут содержать информацию об обязательной маркировке, сертификации и прочих требованиях, предъявляемых к данной товарной категории. Платформы должны будут провеять достоверность сведений о размещаемых на них товарах. Например, полные сведения о составе БАДов, лекарственных препаратов, медицинских изделий, химикатов, а также их сертификации, назначении, способе применения, побочных эффектах, передозировке, противопоказаниях и т.д. При выявлении предложений продавцов, не соответствующих новым требованиям, их размещение будет прекращено. То есть, новый закон возложит ответственность за достоверность сведений о товарах не только на продавцов, но и на маркетплейсы.