С 1 сентября 2022 года должны вступить в силу поправки в закон о рекламе. В нем появится статья 18.1, регламентирующая контроль в онлайн-сегменте этого рынка. Изменения были утверждены еще в середине 2021 года. В связи с этим у участников рынка интернет-рекламы появятся новые обязанности.
Суть в том, что государство планирует создать автоматизированную систему по сбору и учету рекламных материалов (ЕИС УРИ). Отвечать за это будет Роскомнадзор. Рекламодатели, распространители, операторы рекламных систем и рекламные посредники должны будут передавать в эту систему информацию о размещенных в интернете рекламных материалах.
В течение 5 лет в системе будет храниться информация об участниках рынка интернет-рекламы, о рекламных кампаниях, рекламируемых товарах и услугах, аудитории, партнерах и многое другое. Состав сведений, которые будут включаться в АИС УРИ, приводится в распоряжении Правительства РФ от 03.05.2022 № 1362-р.
Авторы идеи считают, что таким образом рынок рекламы получит новый инструмент взаимодействия с государством. Собранные данные могут быть использованы как ФАС, так и любыми лицами для повышения эффективности рекламных кампаний. Вторая цель – избавиться от недобросовестных игроков, которые применяют серые схемы и уходят от налогов.
Представители отрасли опасаются, что работа по новым правилам приведет к росту затрат – как минимум, трудовых. Сотрудникам придется тратить рабочее время на внесение в систему сведений о каждом баннере или ссылке. По поводу автоматизации этого процесса пока информации нет.
Более того, до сих пор точно не регламентирован порядок передачи сведений, не созданы операторы рекламных данных, нет требований к разработке необходимого ПО. Некоторые эксперты считают, что внедрение АИС УРИ может быть отложено.