Налоговые органы, применяющие формальный подход в процессе принудительной ликвидации, действуют неправомерно. Это следует из последних судебных решений.
Так, ООО стало претендентом на исключение из ЕГРЮЛ из-за недостоверного адреса. Сменить его возможности не было, поскольку один из учредителей умер, а второй был признан банкротом.
Наследники умершего собственника вошли в состав участников общества (это было зафиксировано в ЕГРЮЛ), провели общее собрание в заочной форме и подали в ИФНС документы на изменение адреса. Но в регистрации было отказано, поскольку протокол собрания не был удостоверен нотариально, а в заявлении номер телефона был указан в неверном формате. Позднее фирма была исключена из реестра.
Суды пришли к выводу, что налоговый орган неправ. Если общее собрание участников проведено в заочной форме, нотариально удостоверять протокол не требуется. А указание в заявлении телефона не в том формате, который определен правилами его заполнения, не является поводом для отказа в регистрации изменений.
В другом деле представители ИФНС проверили адрес ООО, не уведомив его об этом. Во время проверки инспекторы не заходили в помещения и не опрашивали их собственников. Тем не менее они пришли к выводу, что по указанному адресу предприятие не находится.
Компанию ожидало исключение из ЕГРЮЛ, но один из учредителей подал возражение. Процедуру ликвидации приостановили, но спустя 2 месяца инициировали вновь. В итоге ООО было все-таки ликвидировано в принудительном порядке.
Это решение удалось отменить. Суды посчитали, что налоговый орган действовал формально при проверке и нарушил процедуру исключения из ЕГРЮЛ. К тому же учредители доказали, что компания действительно работает по тому адресу, по которому ее не смогли обнаружить представители ИФНС.