Со следующего года работодатели и ФСС будут взаимодействовать по-новому. Во-первых, больничные листы будут по умолчанию формироваться в электронном виде на основании данных паспорта и СНИЛС (приказ Минздрава 23.11.2021 N 1089н). На бумаге документ нужно будет оформлять лишь для отдельных категорий граждан, чья деятельность связана с государственной тайной, а также находящихся под госзащитой. В этом случае понадобится только паспорт.
Во-вторых, согласно постановлению от 23.11.2021 N 2010, беззаявительный порядок выплаты будет распространен:
- на пособие по беременности и родам;
- на единовременное пособие при рождении ребенка.
Информация для назначения пособий будет взята фондом из нескольких источников:
- от работодателя – сведения о размере зарплаты и выходе в отпуск по беременности и родам;
- из ЗАГС – сведения о рождении ребенка;
- от медучреждений – электронный листок нетрудоспособности. Далее сведения об операциях с больничным будут направляться работодателю и работнику через Портал госуслуг.
Что касается ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то для его назначения с работника по-прежнему нужно будет брать заявление. Оно подается вместе с заявлением на отпуск по уходу за ребенком. Затем в течение 3 дней работодатель передает в фонд необходимые для начисления пособия документы и сведения.
В части больничного и пособия по беременности взаимодействие между работодателем и фондом будут строиться так:
- Работник обращается к работодателю, когда наступают обстоятельства для выплаты. Если нужно, представляет недостающие документы.
- Работодатель направляет всю информацию в ФСС в течение 3 рабочих дней.
- Фонд проверяет документы и в течение 5 рабочих дней извещает страхователя, если чего-то не хватает.
- Страхователь в течение 3 рабочих дней подтверждает получение этой информации. В течение 5 рабочих дней он должен представить недостающие документы.
Если ФСС находит недочеты в листке нетрудоспособности, он направляет информацию об этом в медучреждение. В течение 5 рабочих дней ошибки должны быть исправлены.