В период 2023-2030 годов в России действует мораторий на проверки бизнеса. Распространяется он в том числе и на Роспотребнадзор. Однако в службе считают, что компании допускают слишком много нарушений в сфере защиты прав потребителей. Покупатели часто бывают недовольны и подают жалобы в РПН, но ведомство ограничено в своих возможностях и предлагает Минэкономразвития это изменить, — пишет издание «Известия».
С 2013 по 2022 год Роспотребнадзор проанализировал не менее сотни тысяч договоров между бизнесом и потребителями. Практически каждый второй содержал то или иное нарушение прав потребителей. В частности, компании привязывали приобретение одного товара к покупке другого, прописывали оказание платных услуг без согласия покупателей, вводили для них штрафы, а для себя — возможность отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. Это следует из доклада о правоприменительной практике закона о защите прав потребителей, который подготовили в РПН.
Между тем мораторий фактически парализовал контрольную функцию ведомства. В настоящее время Роспотребнадзор может проводить проверки по двум группам оснований:
- если есть угроза жизни или здоровью потребителей;
- если срабатывают так называемые индикаторы риска.
До недавнего времени для Роспотребнадзора был установлен единственный индикатор – признаки контрафактной продукции. По словам главы «Общественной потребительской инициативы» Олега Павлова, этот индикатор на практике почти не применялся. С недавних пор оснований для проверки стало больше – добавились нарушения в области маркировки, но под нее попадают лишь отдельные группы товаров. Проверки в отношении прочих групп до сих пор можно проводить только в связи с контрафактом или угрозой жизни / здоровью, но это касается лишь товаров.
С услугами же все обстоит еще хуже: у РПН нет ни одного индикатора риска для проверки бизнеса. Между тем, в 2022 году очень многие потребители жаловались именно на нарушение в сфере услуг, в частности, финансовых. Например, это выражалось в навязывании банками дополнительных услуг при получении кредита и невозможность вернуть за это деньги.
В связи с этим РПН предлагает Минэкономразвития добавить еще как минимум один индикатор риска: массовые жалобы потребителей. Так, если на какую-то компанию поступит определенное число жалоб, сработает индикатор, и у Роспотребнадзора появится возможность начать проверку.