Сразу два нововведения планируются в работе маркетплейсов: от антимонопольщиков и законодателей. Первые ратуют за невозможность применения к маркетплейсам тех же требований, что и к розничным сетям. Вторые решили ограничить партнерские комиссии до 10%, неустойки до 15% и запретить взимать с покупателей плату за возврат. Обо всем по порядку.
С середины 2021 года оборот торговли на маркетплейсах вырос с 167 млрд до 1,214 трлн руб. – в 8 раз. Количество продавцов, работающих на организованных дистанционных площадках, выросло до 700 тыс., а условия сотрудничества и продажи пока максимально выгодны только площадкам.
Проанализировав ситуацию, ФАС пришла к выводу, что маркетплейсы нельзя причислять к торговым организациям наряду с розничными магазинами. По мнению замглавы ФАС Петра Иванова, единые требованиям к тем и другим приведут к ограничениям и не дадут развиваться новым бизнес-сферам. Он считает, что применение одних и тех же требований к оффлайн- и онлайн-торговле только усугубит проблемы в правоотношениях электронных торговых площадок с торгующими на них предпринимателями, владельцами пунктов выдачи и конечными покупателями. В свою очередь это повлечет замедление или вообще заблокирует развитие новых бизнес-направлений.
Исключение составляет торговля продуктами питания. Если маркетплейс продает их, его отношения с поставщиками попадают под те же нормативные акты, что и торговля в розничных продуктовых точках.
В свою очередь депутаты озаботились урегулированием партнерских комиссий, неустоек и дополнительных платежей, взимаемых с покупателей за возврат товаров. 5 марта 2024 г. на рассмотрение Госдумы внесен законопроект № 568223-8 о регулировании работы маркетплейсов. Он восполняет организационные пробелы, узаконивает гарантии защиты для всех участников оборота, в том числе покупателей и продавцов, обеспечивает прозрачность и подконтрольность торговли на маркетплейсах, а также способствует формированию здоровой конкуренции.
В соответствии с новым законопроектом маркетплейсам запретят:
- Проводить акции без согласования с партнерами;
- Взимать комиссию за свои услуги больше 10%;
- Взимать неустойку с продавца за неисполнение условий договора более 15% от стоимости нарушенных услуг;
- Изменять в одностороннем порядке условия сотрудничества с партнерами;
- Предупреждать партнеров об изменениях менее, чем за 30 дней;
- Препятствовать выходу на рынок;
- Создавать дискриминационные условия работы на площадке;
- Навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле;
- Продвигать товары за счет снижения цены без согласования с партнерами;
- Устраивать безвозмездные распродажи;
- Препятствовать работе партнеров на других площадках.
Кроме того, маркетплейсы обяжут маркировать товары, попадающие под требования об обязательной маркировке, устанавливать и использовать оборудование для обнаружения оружия, взрывоопасных и запрещенных веществ и предметов. Вышеперечисленные требования могут вступить в силу с 1 марта 2025 г., контролировать их исполнение будет ФАС.