Входит в группу
компаний
1С

Маркетплейсы будут работать по новым правилам

6 марта 2024#Ведение

Сразу два нововведения планируются в работе маркетплейсов: от антимонопольщиков и законодателей. Первые ратуют за невозможность применения к маркетплейсам тех же требований, что и к розничным сетям. Вторые решили ограничить партнерские комиссии до 10%, неустойки до 15% и запретить взимать с покупателей плату за возврат. Обо всем по порядку.

С середины 2021 года оборот торговли на маркетплейсах вырос с 167 млрд до 1,214 трлн руб. – в 8 раз. Количество продавцов, работающих на организованных дистанционных площадках, выросло до 700 тыс., а условия сотрудничества и продажи пока максимально выгодны только площадкам.

Проанализировав ситуацию, ФАС пришла к выводу, что маркетплейсы нельзя причислять к торговым организациям наряду с розничными магазинами. По мнению замглавы ФАС Петра Иванова, единые требованиям к тем и другим приведут к ограничениям и не дадут развиваться новым бизнес-сферам. Он считает, что применение одних и тех же требований к оффлайн- и онлайн-торговле только усугубит проблемы в правоотношениях электронных торговых площадок с торгующими на них предпринимателями, владельцами пунктов выдачи и конечными покупателями. В свою очередь это повлечет замедление или вообще заблокирует развитие новых бизнес-направлений.

Исключение составляет торговля продуктами питания. Если маркетплейс продает их, его отношения с поставщиками попадают под те же нормативные акты, что и торговля в розничных продуктовых точках.

В свою очередь депутаты озаботились урегулированием партнерских комиссий, неустоек и дополнительных платежей, взимаемых с покупателей за возврат товаров. 5 марта 2024 г. на рассмотрение Госдумы внесен законопроект № 568223-8 о регулировании работы маркетплейсов. Он восполняет организационные пробелы, узаконивает гарантии защиты для всех участников оборота, в том числе покупателей и продавцов, обеспечивает прозрачность и подконтрольность торговли на маркетплейсах, а также способствует формированию здоровой конкуренции.

В соответствии с новым законопроектом маркетплейсам запретят:

  • Проводить акции без согласования с партнерами;
  • Взимать комиссию за свои услуги больше 10%;
  • Взимать неустойку с продавца за неисполнение условий договора более 15% от стоимости нарушенных услуг;
  • Изменять в одностороннем порядке условия сотрудничества с партнерами;
  • Предупреждать партнеров об изменениях менее, чем за 30 дней;
  • Препятствовать выходу на рынок;
  • Создавать дискриминационные условия работы на площадке;
  • Навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле;
  • Продвигать товары за счет снижения цены без согласования с партнерами;
  • Устраивать безвозмездные распродажи;
  • Препятствовать работе партнеров на других площадках.

Кроме того, маркетплейсы обяжут маркировать товары, попадающие под требования об обязательной маркировке, устанавливать и использовать оборудование для обнаружения оружия, взрывоопасных и запрещенных веществ и предметов. Вышеперечисленные требования могут вступить в силу с 1 марта 2025 г., контролировать их исполнение будет ФАС.

Логотип Малый бизнес.ру
Остались вопросы?
На этом сайте вы можете бесплатно задать свой вопрос нашему специалисту в разделе вопросов и ответов.
Восстановление пароля
Вход
Регистрация
Спасибо за регистрацию! Сейчас вы будете перенаправлены на форму входа...
Нажимая на кнопку «Получить консультацию», вы соглашаетесь на обработку персональных данных.