Объем выручки малого и среднего бизнеса по итогам 2024 года увеличился на 15% по сравнению с предыдущим годом. Существенную динамику роста продемонстрировали кофейни, барбершопы и стритфуд.
IT-компания «Эвотор» проанализировала результаты продаж с более 1 млн ККТ во всех российских регионах и поделилась результатами исследования с ТАСС. Эксперты пришли к выводу о том, что за увеличением выручки, прежде всего, стоит рост цен на продукцию и услуги. Они оценивали два показателя: средний оборот торговой точки и среднее количество чеков. Такому анализу подверглись разные сферы малого и среднего бизнеса.
В результате был сделан вывод о том, что положительная динамика оборота связана с ростом цен, обусловленным инфляцией, а не с увеличением спроса. При среднем приросте выручки в 15% спрос увеличился всего на 3%. Причем положительную динамику продемонстрировали только сферы с низкой конкуренцией. Это автосервисы, турагентства, отели, кофейни, салоны красоты, барбершопы, стритфуд, не конкурирующие с крупными торговыми сетями и маркетплейсами.
В целом по отраслям картина сложилась следующим образом:
Несетевая розница:
- Специализированные торговые лавки – оборот +23%, число продаж +7%;
- Продовольственные магазины «у дома» – +16% и +3% соответственно;
- Цветочные магазины – +30 и +10% соответственно;
- Магазины одежды и обуви – оборот +17%, продажи +5%;
- Магазины автотоваров – рост оборота +46%, увеличение числа продаж – +24%;
- Автосервисы – выручка +52%, число обращений +34%;
- Барбершопы – +33% и 21% соответственно.
Объекты общепита:
- Торговые точки «кофе на вынос» – рост выручки +30%;
- Киоски с едой на вынос – +29%;
- Пекарни – увеличение выручки +13%, число продаж +1%;
- Киоски с мороженым – рост выручки +19%;
Эксперты отметили и положительную динамику в туристической сфере. Турагентствам удалось увеличить продажи на 36%, а выручку в целом на 56%. Таких показателей удалось достичь за счет активизации внутреннего туризма. Так, отели и гостевые дома в курортных зонах смогли заработать на 26% больше и принять на 16% больше гостей, чем в прошлом году.
Среди исследованных сфер деятельности есть и аутсайдеры. Это пивные магазины и лавки, спрос на продукцию которых снизился на 6%. Увеличение их выручки на те же 6% обусловлено исключительно ростом цен. В аналогичной ситуации оказались и табачные лавки, спрос на продукцию которых упал на 2%, но с учетом инфляции и вызванного ею роста цен им удалось увеличить выручку на 12%.