Банк России, Росфинмониторинг, ФНС совместно с отраслевыми общественными организациями и объединениями выпустили методичку для предпринимателей по блокировке расчетных счетов. Она посвящена случаям, когда ограничения накладываются по требованию ФНС или в связи с наличием у банка подозрений в том, что операция может быть совершена для отмывания денег (закон 115-ФЗ).
Принципиальная разница в следующем. В первом случае вопрос разблокировки счета придется решать именно с налоговой службой. А вот при наличии подозрений в нарушении закона 115-ФЗ банк действует по своему решению. Ни Росфинмониторинг, ни Банк России не указывает на необходимость заблокировать счет конкретного клиента. Соответственно, взаимодействовать для решения проблемы необходимо именно со своим банком.
Если у банка возникло подозрение в отношении клиента по закону 115-ФЗ, он может:
- запросить необходимые документы и сведения (об операции, о контрагентах, об источнике денег), а также использовать информацию, полученную из других источников;
- указать, в какой срок нужно представить запрошенные данные;
- пригласить клиента для дачи объяснений;
- выехать к месту ведения клиентом бизнеса;
- пересмотреть группу риска, к который относится клиент;
- ограничить дистанционное обслуживание и пользование картами.
В зависимости от того, представит клиент или нет запрошенные данные, а также после их рассмотрения, банк может:
- отказать в проведении операции и сообщить о своих подозрениях в Росфинмониторинг;
- провести операцию;
- провести операцию, но при этом сообщить в Росфинмониторинг о своих подозрениях;
- пересмотреть уровень риска клиента.
Компания, которой заблокировали операцию по закону 115-ФЗ, может пройти процедуру реабилитации. Для этого нужно:
- узнать в банке о причине отказа в проведение операции;
- если банк не запросил сведений для принятия решения, представить документы и информацию на свое усмотрение;
- подождать 7 рабочих дней – в течение этого времени банк должен сообщить свое решение;
- если получен отказ, его можно обжаловать в межведомственной комиссии (МВК). Заявление подается через Банк России.
Не все случаи отказа в проведении операции или открытии счета подлежат обжалованию в МВК. Возможность также не будет доступна для тех, кто не прошел первый уровень реабилитации, то есть не представил в банк документы и сведения.