В настоящее время своё дело есть у 10% россиян. Это более чем в 3 раза превышает показатель тридцатилетней давности. Тогда бизнесом занимались порядка 3% граждан.
Желание открыть собственное дело сейчас есть у 23% россиян, а реальные шаги в этом направлении делают 15%. За 30 лет число желающих заниматься бизнесом уменьшилось. В 1992 году таких было 31%, а в 2016 – 39%. Вместе с тем выросло число сограждан, которые не хотели бы заниматься бизнесом. 30 лет назад таких было 47%, в 2016 году – 60%, а сегодня – 65%.
Мужчины интересуются предпринимательством чаще, чем женщины – 29% против 19%. Больше желающих открыть своё дело среди людей до 35 лет и тех, кто недоволен своим материальным положением.
Типичный предприниматель сегодня – это мужчина 25-44 лет, проживающий в Москве или Санкт-Петербурге (по 15%), который активно пользуется интернетом. Также довольно много бизнесменов в Центральном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (по 12%).
Из сфер, в которых потенциальные предприниматели хотели бы открыть бизнес, наибольшей популярностью пользуется розничная торговля – её назвали 25% женщин и 17% мужчин. На втором месте автомобильная отрасль. Тут доминируют мужчины – их 22%, женщин же всего 1%.
Самые распространённые причины, мешающие заняться бизнесом – возраст (39%), отсутствие денег для старта (28%) и отсутствие интереса (22%). 30 лет назад наиболее популярной преградой была нехватка финансов (19%).
Один из выводов, к которым пришёл ВЦИОМ: интерес россиян к бизнесу с 1992 года снизился, но вместе с тем больше желающих им заняться стали прилагать усилия для достижения цели.