Налоговая служба выпустила письмо от 28 сентября 2022 г. N АБ-4-19/12835@, в котором дала ответы на вопросы граждан в связи с частичной мобилизацией. Обобщим ответы, связанные с малым бизнесом в форме ИП и самозанятости.
ФНС поясняет, что мобилизованный гражданин не должен сниматься с учёта в качестве самозанятого. Если в период прохождения службы у него не будет поступлений от деятельности, налог ему начисляться не будет.
Если у самозанятого есть неоплаченные суммы налога, он может:
- настроить в приложении «Мой налог» автоплатёж, и тогда налог спишется с карты автоматически;
- поручить уплату налога банку.
Кроме того, оплатить налоги за гражданина может иное лицо. Это касается также самозанятых и ИП. Оформлять доверенность для этого не нужно. Плательщик может сформировать квитанцию через специальный сервис налоговой службы «Уплата налогов и госпошлин», обязательно указав в ней ИНН мобилизованного, за которого платит налоги.
Чтобы в период мобилизации ИП мог сдавать отчётность по работникам или подавать декларации, ему надо оформить нотариальную доверенность на своего представителя. Если он уже отбыл в место прохождения службы и не может воспользоваться услугами нотариуса, такую доверенность может удостоверить командир воинской части.
За период мобилизации ИП не должен платить страховые взносы за себя. Этот период приравнен к периоду прохождения воинской службы, поэтому взносы не начисляются на основании п. 7 ст. 430 НК РФ.