Налоговая служба выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором рассказала о практике применения статьи 54.1 НК РФ. В нее заложены основы определения схем ухода от налогов.
ФНС поясняет, что бизнес-субъекты имеют право рассчитывать на так называемую налоговую реконструкцию. Подразумевается оценка налоговых последствий сделки исходя из ее реального экономического смысла. Суть в том, что даже если компания провела операцию с «однодневкой», она сможет учесть часть своих затрат по этой сделке при расчете налогов. Однако лишь в том случае, если сама действовала добросовестно и не ставила цели получить необоснованную налоговую выгоду.
Каждую спорную операцию ИФНС должна оценивать на предмет фиктивности. Если сделка будет признана нереальной, то в целях уплаты налогов ее учитывать не будут. Это значит, что по ней нельзя будет ни получить вычет НДС, ни списать затраты в расходы по налогу на прибыль.
Если спорная операция реальна, будет проверено:
- Не занижала ли компания налоговую базу, не скрывала ли операции и/или объекты налогообложения.
- Была ли сделка исполнена лицом, которое было обязано сделать это по договору или в силу закона. Таким образом ИФНС должна выявить «однодневки». Подозрение вызовет, например, отсутствие у фирмы активов, персонала, времени и прочих ресурсов для исполнения обязательств, а также нетипичные расходные операции.
- Имеет ли сделка экономический смысл или является притворной.
- Имеет ли она деловую цель. Инспекция должна понять, стал бы субъект совершать операцию без налоговых преимуществ, которые она повлекла. Сделку могут признать бесцельной, если она не обоснована с точки зрения выгоды/риска или не свойственна деловой практике.
Далее ИФНС надо определить наличие вины бизнес-субъекта. Если он знал, что его контрагент – компания-однодневка, но заключил сделку, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, будет считаться, что он умышленно совершил правонарушение. В таком случае ему грозит повышенный штраф. Аргументами в пользу умысла могут стать разные обстоятельства: нетипичный документооборот, бумаги с ошибками, переговоры с номинальным лицом, непринятие элементарных мер по защите своих прав и другие.
Если же бизнес-субъект повел себя в ходе сделки неразумно и неосмотрительно, то речь пойдет о неосторожной форме его вины. В таком случае он может рассчитывать на стандартную сумму штрафа.
При этом ФНС признает, что нельзя оценивать благонадежность всех контрагентов по одинаковым критериям. Если компании предстоит разовая сделка на небольшую сумму, то очевидно, что ей нецелесообразно тратить слишком много ресурсов на проверку этого бизнес-партнера. И совсем другое дело, если операция совершается на крупную сумму.
Что касается необоснованной налоговой выгоды, сделан следующий вывод: если у контрагента достаточно ресурсов для выполнения обязательств по договору, то его выбор обоснован и соответствует обычаям делового оборота.