Содержание
Платежи картой или через системы СБП, Google Pay, Samsung Pay, Android Pay и другие – самый популярный способ расчетов за товары и услуги. Это и есть эквайринг – способ безналичной оплаты, без которого очень трудно, а то и невозможно, вести бизнес в сегменте B2C. Если вы работаете с конечным потребителем, которому продаете розничные товары и услуги, то узнайте, как подключить эквайринг для своего магазина или другой точки продаж.
Статья 16.1 закона «О защите прав потребителей» обязывает продавца или исполнителя организовать оплату картой, если общая выручка от реализации товаров или оказания услуг за предыдущий календарный год превышает 20 млн рублей.
Но при этом на мелких точках, где оборот не превышает 5 млн рублей в год, обеспечивать эквайринг необязательно. Кроме того, по понятным причинам, невозможно провести оплату картами или через платежные системы в тех местах, где нет коллективного доступа к интернету.
Для тех продавцов, которые не выполняют требования закона, предусмотрен штраф по статье 14.8 КоАП РФ:
Для покупателей оплата картой, смартфоном или умными часами удобна и уже привычна. Надо также учесть, что большинство работников и многие пенсионеры получают деньги на карту. Чтобы рассчитаться наличными, им придется идти к банкомату, не всегда близко расположенному. Из-за этого магазины, где не принимают безнал, теряют значительную часть своих покупателей.
Еще один важный нюанс – высокая закредитованность населения. Очень многие потребители пользуются не просто картой, а кредиткой, без которой они не смогли бы оплачивать свои ежедневные покупки. Отдельная тема – покупки через интернет, стремительному росту которых поспособствовала пандемия коронавируса. Их оплатить наличными можно далеко не всегда.
Таким образом, для потребителей в эквайринге много плюсов и всего один недостаток – при безналичных расчетах средняя сумма покупки выше примерно на 20%. Ведь чтобы поощрять тратить по карте больше, придумали кешбэк, скидки и баллы за покупку товаров некоторых категорий.
Что касается бизнеса, то не все предприниматели и организации согласны подключать эквайринг, даже когда он требуется по закону. Почему?
Важно: Совет директоров Банка России решением от 18.03.2022 года ограничил комиссию на эквайринг при оплате продуктов питания, потребительских товаров, многих услуг. Максимальная ставка составляет всего 1%, но пока что ограничение введено только на период с 18.04 по 31.08 текущего года.
Но даже если бизнесу приходится платить стандартную комиссию за эквайринг, которая может доходить до 3-4%, часто выгода от приема безналичной оплаты покрывает эти расходы. Ведь в этом случае и средний чек выше, и количество покупателей больше.
Если вы пришли к выводу, что эквайринг вам необходим, надо определиться с его видом. От этого зависит, какое оборудование потребуется, ведь эквайринг может быть:
Само по себе оборудование или программа для эквайринга не заменяют кассовый аппарат. Квитанция, которую выдает терминал или платежный шлюз, не является фискальным документом.
Сейчас почти не осталось ситуаций, когда при обслуживании потребителей можно обойтись без ККТ. Обязательна ли онлайн касса с эквайрингом? Не всегда, потому что есть разные варианты.
Если смотреть с позиции покупателя, то оплата картой или через платежную систему – это дело нескольких секунд. За короткое время нужная информация поступает в терминал, оформляется чек или квитанция об оплате и даже приходит сообщение о списании суммы покупки.
Но для бизнеса это довольно длительная процедура, поэтому разберемся, что такое эквайринг в банке. Конечно, принцип действия можно понять и из договора эквайринга, но мы изложим его простыми словами.
Кроме продавца и покупателя в процессе безналичной оплаты участвует банк-эмитент, выпустивший карту, и банк-эквайер, который предоставляет терминал или платежный интернет-шлюз.
Когда покупатель прикладывает карту к терминалу или вводит ее данные, банк-эмитент проверяет наличие необходимой суммы на счете, к которому привязана карта. Если все в порядке, деньги списываются и через банк-эквайер зачисляются на расчетный счет продавца.
Поскольку обрабатывать каждую совершенную операцию неудобно, то платежи накапливаются и перечисляются продавцу в определенные сроки, например, на следующий рабочий день. Поэтому проводки по эквайрингу показывают, что деньги поступают не сразу.
Бухгалтерские проводки по эквайрингу в рознице
Операция | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Отражена выручка | 57 | 90.1 |
Начислен НДС (для ОСНО) | 90.3 | 68.2 |
Зачислена выручка без комиссии | 51 | 57 |
Комиссия отнесена на расходы | 91.2 | 57 |
Что касается условий эквайринга, то они зависят от банка-эквайера. Часто размер комиссии зависит от объема продаж – чем он больше, тем ставка ниже. Кроме того, имеет значение вид эквайринга, а также предоставление банком своего оборудования в пользование.