Как продлить сертификат электронной подписи в личном кабинете налогоплательщика

Поделиться

Квалифицированная электронная подпись, которую ФНС выпускает для директоров организаций и ИП, действует чуть больше года. Чтобы получить ее впервые, придется посетить инспекцию. А вот продлить КЭП, а точнее, перевыпустить ее, можно онлайн. Рассказываем, как это сделать в личном кабинете ИП.

Что нужно знать до перевыпуска

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – это специальный защищенный носитель – токен, на который записан выпущенный ФНС сертификат ЭП.

«Продлить электронную подпись» означает запросить в ФНС выпуск нового сертификата. Поэтому корректно говорить «перевыпустить КЭП».

Чтобы перевыпустить сертификат электронной подписи без посещения налоговой инспекции, понадобится:

  • доступ в личный кабинет налогоплательщика;
  • токен с действующей КЭП, на котором как минимум 8 Кб свободного места.

Важно: перевыпущенный сертификат может быть записан только на тот же токен, на котором находится действующий.

Весь процесс состоит из 5 этапов:

  1. Подготовка и проверка заявления.
  2. Запрос изготовления ЭП в налоговой.
  3. Выпуск сертификата.
  4. Отзыв ранее выданного сертификата.
  5. Получение КЭП и установка на токен.

Важно: сформировать сертификат электронной подписи в ЛК налогоплательщика можно только в том случае, если вход в него осуществлен через действующую в данный момент КЭП.

Дело в том, что есть несколько разных способов авторизации в личном кабинете налогоплательщика. Если войти по логину и паролю или через Госуслуги, перевыпустить сертификат не получится – в меню даже не появится нужный пункт.

Поэтому на предварительном этапе, если вход в ЛК ИП был осуществлен не через КЭП, надо из него выйти:

Затем нужно войти снова, предварительно вставив токен в ПК и на странице авторизации, выбрав пункт меню «Сертификат ЭП».

Далее откроется страница доступа с помощью КЭП. Будет представлено описание процедуры. Нужно нажать на пункт 3 «Выполнить проверку условий подключения…».

Здесь описаны системные требования и процесс установки сертификата, а также дополнительные настройки. Следует нажать «Начать проверку». Система будет последовательно проверять каждый пункт из списка. И если все в порядке, пункт будет помечен зеленой «галочкой».

На одном из шагов проверки появится окно «Подтверждение доступа». Пользователь будет предупрежден, что веб-сайт пытается выполнить операцию с ключом подписи. Здесь нужно нажать «Да» – дать разрешение на эту операцию.

На остальных этапах это окно будет появляться неоднократно. После него открывается интерфейс программы работы с КЭП, где нужно выбрать действующую подпись, если их на токене несколько. Если по итогу проверки все хорошо, все пункты будут отмеченные зеленой галочкой, а снизу появится кнопка «Войти в личный кабинет».

Важно: носитель с КЭП должен быть вставлен в компьютер в течение всего процесса перевыпуска сертификата.

Подготовка заявления

После входа в ЛК ИП с помощью КЭП на главной странице личного кабинета в разделе «Услуги. Сервисы» среди прочего появится пункт «Перевыпуск сертификата ЭП».

После перехода по этой ссылке появится экран «Информация о заявлениях на перевыпуск сертификата ЭП». Все дальнейшие действия будут производиться здесь.

В первую очередь нужно нажать «Направить заявление на перевыпуск» (см. изображение выше). После подтверждения использования КЭП появится окно с личными данными предпринимателя – их следует проверить. Если все в порядке, надо нажать «Далее», на следующем экране подтвердить достоверность и дать согласие на обработку данных, а в затем нажать «Подписать и отправить».

В итоге в ФНС будет направлено заявление на перевыпуск электронной подписи:

Теперь инспекция должна обработать это заявление. Это делается автоматически и занимает несколько минут.

Примечание. Если после обработки какой-либо информации система перенаправит пользователя на главную страницу ЛК ИП, нужно снова нажать «Перевыпуск сертификата ЭП».

Запрос изготовления КЭП

Теперь в разделе перевыпуска сертификата можно увидеть направленное заявление– его можно скачать и посмотреть.

Если с заявлением все в порядке, чуть позже в поле «Комментарий» появится надпись о том, что проверка данных завершена, и недостоверность в сведениях не выявлена. В столбце «Этап получения ЭП» нужно нажать «Запросить». Речь идет о запросе на изготовление сертификата ЭП.

На следующем экране необходимо нажать кнопку «Сформировать». Далее система сделает важное предупреждение:


Обратите внимание: к компьютеру должен быть подключен один носитель ключевой информации. На токене должно быть не менее 8 Кб свободного места для записи файлов новой электронной подписи.

Система попросит подтвердить, что подключен нужный носитель:

Далее ЛК ИП будет проводить проверку возможности генерации КЭП и в случае удачи зеленым отмечать каждый пункт. Если что-то не так, пользователь увидит соответствующее сообщение.

В процессе формирования запроса появится окно, в котором система предложит двигать курсор мышки для генерации последовательности случайных чисел. Это нужно делать до тех пор, пока вся полоса не заполнится зеленым.

Когда полоса заполнится, появится кнопка «Подписать и отправить». После ее нажатия система сообщит, что заявление на выпуск сертификата успешно отправлено. Следить за его статусом можно на той же странице информации о заявлениях на перевыпуск ЭП. Если ничего не меняется, нужно нажать кнопку «Обновить статус».

Выпуск сертификата

Нужно дождаться, пока в поле «Комментарий» появится надпись «Проверка пройдена успешно, получено уведомление о необходимости ознакомления с содержимым сертификата». Само уведомление в формате .pdf можно увидеть здесь же, в колонке «Полученные ответы».

Рядом в графе «Этап получения ЭП» нужно нажать «Выпустить».

Далее следует разрешить операцию, а затем нажать «Подписать и отправить». Система сообщит, что уведомление о необходимости ознакомления с содержимым сертификата ЭП успешно отправлено.

Спустя несколько минут в графе «Полученные ответы» появится выпущенный сертификат ЭП (см. следующее изображение). Это и есть перевыпущенная КЭП. Файл сертификата можно скачать на компьютер, если это необходимо. Самостоятельно записать его на токен не получится, это будет сделано из ЛК ИП на более позднем этапе.

Отзыв старого сертификата

Сертификат электронной подписи, выданный ФНС, у ИП или руководителя юридического лица может быть только один. Поэтому пользоваться только что выпущенной КЭП пока не получится. Прежде нужно отозвать предыдущий сертификат – тот самый, который используется для подписи документов сейчас.

В графе «Этап получения ЭП» нужно нажать «Отозвать».

Далее, как уже делалось неоднократно, в окне предоставления доступа следует нажать «Да», а затем «Подписать и отправить». Система проинформирует о том, что заявление на прекращение действия сертификата успешно отправлено.

Установка КЭП на носитель

Пришло время записать КЭП на токен. Для этого нужно в появившемся после отзыва старого сертификата окне нажать кнопку «Установить сертификат на носитель ключевой информации».

Далее система предупредит, что на токене должно быть как минимум 8 МБ свободного пространства. Следует нажать кнопку «Продолжить».

В этот момент сертификат КЭП будет записан на токен, а система выдаст окно с надписью о том, что процедура перевыпуска ЭП полностью завершена.

Обратите внимание: если на каком-либо этапе перевыпуска сертификата через ЛК висит надпись «Ваш запрос обрабатывается», но в течение нескольких минут ничего не происходит, нужно просто обновить страницу.

Проверка новой КЭП

Вот и все, вы перевыпустили электронную подпись в ЛК ИП самостоятельно без посещения налогового органа. Осталось проверить ее работоспособность. Для этого можно выйти из личного кабинета и войти в него снова, использую обновленный сертификат, как описано в начале статьи. Но прежде нужно очистить кэш браузера и перезапустить его. Иногда может понадобиться перегрузка компьютера.