Компания «Профессиональный бухгалтерский учет» была образована в 2018 году, но активно развиваться стала после присоединения к франшизе «1С:БухОбслуживание» в 2020 году. На начало этого года численность сотрудников составила 10 человек, а количество клиентов выросло с 6 до 120. О своей истории развития с нуля и про то, как компания помогает развиваться бизнесу клиентов, рассказала ее руководитель и собственник Наталья Бельская.
Наталья Бельская — руководитель и собственник компании «1С:БухОбслуживание.ПРОФБУХУЧЕТ» из г. Раменское. Имеет аттестат профессионального главного бухгалтера, является экспертом в области налогового законодательства, МФО, судебной практики по налоговым спорам.
Автор лицензированных курсов-практикумов «Успешный бухгалтер», «Сам себе бухгалтер». Опыт работы в профессии — более 25 лет.
Наталья, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к созданию своей компании?
Как профессиональный бухгалтер, я в профессии уже 25 лет. Всю свою сознательную жизнь я работала на руководящих должностях в разных госструктурах: образование, силовые структуры, медицина.
Переломным моментом, который подтолкнул к открытию своей компании, стало глубокое осознание того, что система меня просто выкинула. Мне тогда было 40 лет, я работала заместителем и попала под смену руководящего состава. Никого не волновало, что у меня есть дети и кредитные обязательства, я просто стала неугодна. И тогда я подумала, что из своего бизнеса меня никто не выгонит, ну разве что какие-то обстоятельства заставят его закрыть.
Начинала свое «свободное плавание» с заполнения самых простых деклараций, постепенно разовые услуги переросли в целый бизнес, который сейчас работает по франшизе «1С:БО».
Как выстроен рабочий процесс в вашей компании?
Сейчас у меня 10 сотрудников, которые поделены на две рабочие группы. В каждой есть главный бухгалтер, бухгалтер по первичной документации и бухгалтер по расчету заработной платы. Группы разделены по принципу систем налогообложения: одна ведет УСН и патент, а вторая работает с общей системой налогообложения. Сейчас, в связи с налоговой реформой, одни клиенты перетекают в первую рабочую группу, либо наоборот. Есть даже индивидуальные предприниматели, которые перешли на общую систему налогообложения. Это коснулось тех, кто занимается розничной торговлей.
Замечали ли вы проявление какой-нибудь региональной специфики в Подмосковье?
В нашем регионе самые популярные направления — это торговля и строительство. Но мы не ограничиваемся только Подмосковьем, работаем по всей России. И на нас выходят клиенты, которые не находят квалифицированных специалистов для своей специфики бизнеса. У нас есть клиент, который создает макеты для производства, и он долго не мог найти бухгалтера, который помог бы ему ввести учет именно в этом производстве, например, в использовании 3D-оборудования. Да и другие региональные компании, работающие с современными системами, часто ищут специалистов по учету в Москве и Московской области, поскольку опыта у них больше.
Как вы повышаете свою квалификацию?
Нам очень помогают вебинары «1С:БухОбслуживание» и База знаний, которые мы постоянно штудируем. Изучаем техническую сторону: как работают сайты, ресурсы, искусственный интеллект. Если знаний недостаточно, привлекаем сторонних специалистов, стараемся идти в ногу со временем. Например, майнинг криптовалюты — это ведь тоже теперь вид деятельности, на него есть собственный ОКВЭД. И у нас есть первый такой клиент, которого мы ведем.
Получается, клиенты выбирают вас, потому что вы вникаете во все нюансы их бизнеса и помогаете им?
Да, например, мы помогаем с учетом маркированной рекламы, когда клиенты не хотят в этом сами разбираться и передают этот функционал нам. По запросу клиента мы выстраиваем всю цепочку публикации рекламы.
До 2024 года была также тенденция разработки бизнес-планов, но потом она пошла на спад. Сейчас мы, в основном, работаем с уже устоявшимися клиентами. Но если приходят новички, то мы предлагаем им финансовый анализ, бизнес-план, подсвечиваем какие-то важные моменты, говорим, как лучше сделать. Многие потом возвращаются к нам на обслуживание, потому что наши консультации вызывают у них доверие к нам, как к специалистам.
Есть и другие варианты запросов, например, на получение кредита или субсидии от государства. Допустим, у нас есть школа йоги, которая уже получала субсидию и хочет получить ее снова. Но оказалось, что сначала надо отчитаться за использованные средства, а это не так просто. Клиент стал искать, кто ему поможет с этим, пришел к нам. Часто у предпринимателей нет понимания, как работают инструменты господдержки. Надо разбираться с регламентом, заполнять документы, в этом мы как раз можем помочь. Я же сама проходила путь с получением субсидии на покупку франшизы. Это был мой личный кейс, поэтому я знаю все нужные нюансы. У нас очень хорошая поддержка со стороны города. Отделы по развитию малого бизнеса нас консультируют, помогают, направляют, приезжают и даже сами отвозят документы.
Кроме того, я успешно веду соцсети, где отвечаю на вопросы бизнеса. Это становится своего рода «сарафанкой», которая хорошо работает. Раз в год создаем бизнес-нетворкинг, который приурочен к рождению нашей компании. Это такое мероприятие, когда предприниматели нашего города общаются с предпринимателями других регионов, которых мы приглашаем приехать. Иногда они даже начинают взаимовыгодное сотрудничество между собой. У нас уже было два мероприятия в 2024 и 2023 годах. В этом году мы тоже планируем отмечать 7-летие нашей компании. Соответственно, масштаб будет больше.
Можете привести пример такого сотрудничества?
Допустим, у нас есть руководитель литейного завода, он сам индивидуальный предприниматель, и у него есть свой канал по привлечению в литейное производство. Ему нужны были ребята, которые льют детали, а у нас был такой клиент, который их лил. И вот они друг друга нашли, работают сейчас друг с другом, им это выгодно.
А насколько в малом и среднем бизнесе принято, что клиент взаимодействует по таким вопросам не с площадкой, не с третьим лицом, а с бухгалтером? Почему вы для него лучше?
Наверное, это идет лично от меня, потому что я развиваю свои соцсети, для меня это рабочий инструмент. Но некоторые бухгалтерские компании к соцсетям не расположены, поэтому на их фоне мы выделяемся. Допустим, если клиенты хотят воспользоваться моей площадкой для своей рекламы, я даю им сделать это. Польза и нам, и им.
Какие ваши услуги наиболее востребованы у клиентов?
Наша самая востребованная услуга — это услуга главного бухгалтера, — консультации, когда бизнесмены пересматривают все свои виды отчетов, направлений деятельности и стараются уйти от дробления бизнеса.
Еще одна популярная услуга — восстановление учета. Иногда предприниматели приходят от фрилансеров или прежних бухгалтеров с такой базой, что хочется плакать над ней вместе с ними. Они приходят через первичную консультацию, так как сперва у них появляется запрос, потом мы предлагаем экспресс-аудит качества учета в подарок.
Мы проводим аудит с помощью технических возможностей «1С:БухОбслуживание», и уже по итогам этого анализа я предлагаю восстановление учета. Это может занять от одного месяца до полугода, в зависимости от вида деятельности и системы налогообложения.
А бывает такое, что с переходом к вам клиенты прямо говорят, сколько смогли сэкономить с вашей помощью?
Конечно. Допустим, приходит предприниматель, который на выходе имел 10 млн рублей к уплате налогов. А придя к нам, он заплатил, условно, 200 тысяч рублей за консультацию, и при этом он 10 миллионов своих легально и корректно «спас». Конечно, он видит это, переходит к нам на обслуживание, предположим, на 20 тысяч рублей в месяц. А 10 миллионов в год он продолжает экономить, вкладывать в развитие своего бизнеса.
Или вот буквально на днях у меня был предприниматель, у него торговые точки по всему городу. Он прибегает и говорит, что заплатил полтора миллиона налогов.
Я спрашиваю, почему? Ну, потому что бухгалтер не уследил вовремя переход с патента на УСН. Он спрашивает, сколько будут стоить мои услуги за месяц, получает ответ, что 15 тысяч и сразу говорит, что согласен. То есть он считает экономию: он заплатит за год 170 тысяч рублей, но при этом он не будет платить лишних полтора миллиона налога.
На что стоит предпринимателю обратить внимание? Когда нужно проверять бухгалтера, насколько грамотно и качественно он ведет учет?
Я считаю, что анализировать надо каждый квартал, потому что ежеквартально мы подаем уведомления и проводим платежи. Если этого не делать, не контролировать бухгалтера, то к концу года можно подойти с плачевными результатами, когда уже поздно что-то исправлять. И хотя мы уже два года живем с единым налоговым счетом, но до сих пор многие предприниматели не понимают, как это работает. Потом оказывается, что начислены огромные пени, которое больше, чем если бы они взяли кредит на погашение долгов по налогам.
А что может предприниматель сам проверить? Ну, допустим, если он работает с каким-то бухгалтером. Когда ему нужно бить тревогу?
Для этого очень удобен такой ресурс, как личный кабинет налогоплательщика. Там все четко расписано: сальдо ЕНС, задолженности, сверка расчетов и т.д. Я считаю, что каждый уважающий себя предприниматель должен научиться работать с этим личным кабинетом, научиться его читать, понимать, что значат те или иные цифры.
Почему клиенты готовы платить за консультации, ведь они достаточно дорогостоящие? Что их мотивирует прийти к вам?
Размер налога, который им предстоит заплатить. Основным триггером у клиентов, из-за которого они решают обратиться к нам, является неприятие налоговой нагрузки. Скажем, предприниматель понимает, что у него налоговая нагрузка должна быть не больше 10%, а по факту у него получается 30-40%. К сожалению, не все бухгалтеры умеют применять льготы и преференции, которые положены бизнесу.
Все предприниматели работают ради денег и ради заработка, они живут этим. Поэтому возможность легально снизить платежи в бюджет — это самая главная мотивация купить консультацию.
Какая примерно экономия получается, если бухгалтер всё грамотно выстроил? Можете описать какие-нибудь кейсы?
Давайте возьмем строительную компанию, у которой обороты, больше миллиарда рублей. Они платили главному бухгалтеру около 150 тысяч рублей. А пришли к нам, потому что на выходе у них НДС получился 15 миллионов рублей. Сам собственник бизнеса понимал, что не должно быть такого НДС, а бухгалтер, который допустил такие ошибки в учете, не смог их исправить.
Мы стали изучать учет, нашли неправильно зачтенные авансы, соответственно, взаиморасчеты были отражены в системе некорректно. Они с радостью перешли к нам на бухгалтерский аутсорсинг, простившись со своим прежним бухгалтером. И хотя сейчас они платят за ведение учета не 150, а 200-250 тысяч рублей, но уверенно видят всю динамику. Ведь мы каждую коммуникацию, операцию, движение в базе отражаем. И всю нашу работу клиент можем проследить, увидеть с помощью программы 1С и автоматизированных отчетов.
А вы берете таких клиентов на регулярное обслуживание или предлагаете разовые консультации?
Допуслуга главного бухгалтера — это глобальная консультация. Допустим, заключили какой-то сложный контракт, и там очень много взаимодействий с различными контрагентами, третьими лицами. Когда какие-то стандартные операции, я их могу посмотреть, но они не требуют погружения в весь производственный процесс бизнеса. Есть клиенты, которые после таких консультаций остаются со старым бухгалтером. А есть такие, которые, допустим, потом просят, чтобы бухгалтер компании приходил ко мне на консультации, и уже как доверенное лицо я их в течение года консультирую.
Если подытожить, за что вас любят ваши клиенты?
Большая часть отзывов, которые я получаю от своих клиентов — это именно доброта, открытость, жизнерадостность. Я всегда с клиентами, всегда на связи, отвечаю на вопросы, которые могут у них возникнуть. И коллектив, который я собрала, они тоже все открыты, все разговаривают, у нас очень доброжелательная обстановка. Качество услуг, которое мы даем на выходе, такое высокое, что клиенты иногда даже забывают, что у них есть бухгалтер. А это качество обеспечивается автоматизацией за счет мониторинга и ресурсов, которые нам предоставляет «1С:БухОбслуживание».
Это серьезный пласт работы на 120 клиентов: мониторинг руководителя, сколько налогов нужно платить, какие отчеты сдавать, какие документы проведены и т.д. Я не представляю, как бы мы с этим справлялись, если бы процесс бухгалтерского обслуживания не был автоматизирован.
Переход ИП на НПД — 1С:БухОбслуживание.ПРОФБУХУЧЕТ, г. Раменское на RUTUBE