Магазины делятся на специализированные и неспециализированные, но указание на это вы не найдете ни на вывеске, ни в документах. Чем отличается специализированный магазин от своего неспециализированного собрата и на что это влияет? Предлагаем разобраться.
Понимать, какой именно будет ваша торговая точка – специализированной или нет – желательно еще до регистрации бизнеса. Как известно, в государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или предпринимателей (ЕГРИП) должны быть указаны коды будущей деятельности по Общероссийскому классификатору – ОКВЭД. Они нужны для государственных органов:
Примечание. По данным ФНС за 2023 год, магазины и прочие компании розничной торговли (первые цифры в ОКВЭД – 47) в среднем платят налоги в сумме 5,4% от дохода. И если условная компания «Березка» заплатила в бюджет всего 1% от дохода, для налоговиков это повод обратить на нее более пристальное внимание.
Вернемся к открытию бизнеса. Для розничной торговли в классе 47 предусмотрено множество кодов. И порой затруднительно сделать выбор именно из-за того, что необходимо указать, в специализированном или неспециализированном магазине будет вестись торговля.
Например, предприниматель собирается продавать в основном мясо, а как дополнение – молочную продукцию и хлебобулочные изделия. Как ему выбрать ОКВЭД? Из всего многообразия класса 47 он обратил внимание на несколько кодов, описывающих розничную торговлю:
Вместе с тем в классификаторе есть код 47.11 «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах». Этот ОКВЭД подходит для торговых точек «у дома», с широким перечнем разной продукции, включая сопутствующие непродовольственные товары.
В данном примере в реестре лучше указать все перечисленные коды, даже если изначально планируется торговать чем-то одним, например, мясной продукцией. Наличие кодов для других товарных групп, как и кода розничной торговли в неспециализированных магазинах, ни к чему не обязывает. Но все же знать специализацию или ее отсутствие нужно, чтобы точно определить, какой ОКВЭД будет основным.
Что такое специализированный магазин, сказано в пункте 38 ГОСТ Р 51303-2023 «Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 № 469-ст). Это магазин, в котором продаются товары одной группы или ее части.
Группы бывают продовольственными и непродовольственными. Так, специализированный продовольственный магазин торгует какой-то одной группой продуктов питания: рыбой, мясом, хлебом, овощами-фруктами и прочим. А специализированные непродовольственные группы – это одежда, обувь, мебель, книги, зоотовары, цветы и так далее.
Значит ли это, что специализированный магазин с ОКВЭД 47.22 может продавать исключительно мясо и продукцию из него? Вовсе нет! Другие товары реализовать тоже допустимо, если в реестре указан подходящий код. Специализация устанавливается по соотношению специализированного и прочего ассортимента. Об этом сказано в пункте 28 упомянутого ГОСТ.
Важно! Магазин будет считаться со специализированным ассортиментом, если он реализует преимущественно одну группу товаров, а именно более 80% объема в стоимостном выражении. Если это так, то основным лучше выбрать ОКВЭД соответствующей товарной группы. Если ни одна группа не приносит более 80% дохода, то для компании в качестве основного подойдет код для розничной торговли в неспециализированных магазинах широким перечнем продуктов – 47.11.
Итак, единственный критерий отнесения торговли к специализированной – доля дохода от реализации той или иной группы товаров. Ни название, ни расположение в специфическом месте (например, на мясном рынке), ни желание владельца, ни какие-либо другие факторы не могут сделать магазин специализированным, если продажа мяса и молочной продукции приносит сопоставимую выручку.
Вернемся к нашему бизнесмену. Поскольку он планирует продавать преимущественно мясо, а прочие продукты – лишь для разнообразия ассортимента, то можно считать его магазин специализированным мясным. Ему подойдет в качестве основного ОКВЭД 47.22 «Торговля розничная мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах». Нужно лишь понимать, что выручка от реализации мясной продукции будет составлять более 80% от общего ее размера.
Например, согласно бизнес-плану, выручка торгового предприятия составит 1 млн рублей, в том числе 900 тыс. – от продажи мяса и мясной продукции. «Мясная» доля выручки 900 тыс. / 1 млн * 100% = 90%, поэтому при регистрации бизнеса логично сделать главным код 47.22.
Итак, мы разобрались, чем отличается специализированный магазин от неспециализированного. Но приведенный выше расчет будет точным, когда торговля уже запущена. Заранее же доля выручки от той или иной группы товаров прикидывается лишь приблизительно и может оказаться неверной.
Допустим, бизнесмен из примера выбрал основным код ОКВЭД 47.22, так как преимущественно собирался продавать мясную продукцию. В качестве дополнительных он выбрал код 47.24 для хлеба, 47.29 для молочной продукции, а также общий код для неспециализированного продуктового ассортимента – 47.11. Но через некоторое время выручка от продажи молочной продукции примерно сравнялась с выручкой от мяса. Получается, магазин потерял узкую «мясную» направленность. Нужно ли бизнесмену поменять в реестре ОКВЭД, сделав основным 47.11?
Необходимости делать это срочно, в общем-то, нет. Дело в том, что компания может осуществлять любую деятельность, которая указана в ЕГРЮЛ / ЕГРИП. И санкций за то, что было получено больше выручки по дополнительному ОКВЭД, чем по основному, не предусмотрено.
Важно! При регистрации бизнеса нужно подобрать коды для всех направлений, которыми компания точно будет заниматься. Если осуществлять деятельность, для которой в реестре нет кодов, можно получить немало негативных последствий. У ФНС будет основание для наложения штрафа на руководителя или ИП (5-10 тыс. рублей по ст. 14.25 КоАП), банк сможет отказать в проведении финансовых операций, а контрагенты – заподозрить компанию в недобросовестности.
Поскольку бизнесмен из нашего примера выбрал при регистрации все нужные коды, в том числе код для торговли разными продуктами питания в неспециализированных магазинах, то риски для него незначительные. Тем более что все его коды из одного класса ОКВЭД «розничная торговля».
Однако поддерживать порядок в кодах деятельности лучше для самой компании. Есть немало случаев, когда ей нужно указать основной ОКВЭД. Например, он фигурирует в формах отчетности и подтверждается в СФР для назначения тарифа взносов на травматизм, его могут запросить контрагенты или банк. Иногда в такой ситуации возникает вопрос: какой ОКВЭД указать в качестве главного – из реестра или реальный, по которому приходит основная выручка?
Очевидно, что на 100% безопасно, если в каких бы то ни было документах и в реестре указан одинаковый и, что важно, реальный код основной деятельности. Ведь закон накладывает на организации и ИП обязательство передавать в ЕГРЮЛ / ЕГРИП только достоверную информацию. К тому же внести изменения в ОКВЭД сейчас довольно просто.
Интервью Юлии Болдыревой, «1С:БухОбслуживание.ДаблЭксперт», г. Калининград.
Постановка учета в компании — это не только сдача бухгалтерского баланса и своевременная уплата налогов. Все взаимоотношения с партнерами, работниками, банками, инвесторами, третьими лицами строятся на базе учета. Правил работы и документального сопровождения много, они часто меняются, и собственнику важно контролировать эту сферу своего бизнеса.