Содержание
Когда составляется договор о выполнении работ или оказании услуг, нужно заранее продумать, как заказчик будет их принимать и на основании чего оплачивать. В большинстве случаев для этого стороны подписывают акт выполненных работ. Предлагаем разобраться, почему важно оформлять этот документ и как правильно это сделать.
Зачем составлять акт
Акт выполненных работ – это вспомогательный документ, который можно назвать приложением к договору. Законодательство в общем случае не обязывает стороны подписывать такой документ. При оказании услуг он необходим только в сфере строительства и заполняется на унифицированном бланке. Тем не менее акт очень важен для обеих сторон любой сделки, предметом которой выступают работы или услуги:
- Для исполнителя акт является подтверждением того, что работы выполнены (услуги оказаны), заказчик принял их результаты. Акт служит гарантией того, что труд исполнителя будет оплачен.
- Для заказчика акт – это первичный учетный документ, на основании которого бухгалтерия может списать стоимость работ или услуг по договору на расходы.
В практике судов грамотно оформленный акт выполненных работ считается доказательным документом. Это значит, что если операции, связанные со сделкой, станут предметом судебного спора, акт поможет суду принять законное решение.
![Акт выполненных работ](https://www.malyi-biznes.ru/wp-content/uploads/akt-vypolnennyh-rabot-s-razdelom-ob-ustranenii-nedostatkov.png)
Суть акта приемки при оказании услуг
При заключении договора, например, о возмездном оказании услуг, в нем фиксируются все важные детали: что именно нужно сделать, в каком объеме, в какие сроки, по какой цене и прочее. Также в договоре можно прописать порядок «закрытия» сделки, то есть приемки и оплаты оказанных услуг.
Основанием для такой приемки может стать акт выполненных работ по договору оказания услуг. Стороны могут зафиксировать необходимость его подписания в договоре, а также прописать сроки составления акта, передачи его заказчику и возврата исполнителю.
Порядок выполнения обязательств сторонами такого договора будет следующим:
- исполнитель выполняет свою работу в оговоренный срок;
- заказчик ее проверяет и принимает;
- стороны подписывают акт выполненных работ по договору оказания услуг;
- документ отдается в бухгалтерию заказчика, и на его основании последний перечисляет плату исполнителю или оплачивает выставленный счет;
- на основании акта бухгалтерия списывает сумму оплаты в расходы.
Это может быть интересно
Форма акта
Поскольку закон не требует составления акта выполненных работ, то для него не существует и утвержденной формы. Ее можно разработать самостоятельно или скачать бланк из популярных правовых систем.
Стороны могут заранее утвердить образец акта и включить его в договор в виде приложения. Если этот вопрос не обговорен при подписании договора, то акт составляет исполнитель в свободной форме. Кроме того, в роли акта может выступать универсальный передаточный документ (УПД), форма которого приводится в приложении № 1 к письму ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@.
Акт приемки выполненных работ оформляется в двух экземплярах. Сначала свою подпись на них ставит исполнитель, после чего они оба передаются заказчику. Тот, в свою очередь, подписывает акты и возвращает один экземпляр исполнителю. В соответствии с нормами бухучета хранить акт приемки нужно в течение следующих 5 лет.
Содержание акта
В акте необходимо указать, что он подписывается в рамках исполнения определенного договора, то есть вписать его реквизиты. Но этого недостаточно – нужно подробно изложить описание фактически оказанных услуг или произведенных работ. Необходимо, чтобы акт, как первичный учетный документ, содержал реквизиты из ч. 2 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Иначе ИФНС может не признать расходами оплату по сделке.
С учетом сказанного получается, что акт приемки должен содержать:
- Название документа. Например, акт выполненных работ по договору от 10.01.2022 № 12/2022- АВ.
- Дату подписания. Она должна приходиться на период оказания услуг.
- Наименование сторон. По закону о бухучете требуется только название организации, составившей документ. Но в случае с актом целесообразно внести обе стороны, ведь подписывать его будет и заказчик, и исполнитель.
- Содержание факта хозяйственной деятельности, то есть суть выполненных работ или оказанных услуг, их объем, дата или период выполнения.
- Величину измерения – денежную и натуральную, с указанием единиц измерения. Например, 20 часов консультирования юриста за месяц.
- Расценки или стоимость единицы. Например, цену за 1 час консультации.
- Общую стоимость выполненных работ (услуг) и сумму НДС, если он уплачивается. Чтобы избежать ошибок, стоимость указывают цифрами и прописью.
- Наименование должностей ответственных за операцию и ее оформление лиц, их подписи с расшифровкой.
Важный момент – данные в акте (название работ/услуг, расценки, общая стоимость и прочее) должны быть идентичны тому, что указано в договоре. Если в процессе его исполнения что-либо изменилось, нужно скорректировать эти параметры, подписав дополнительное соглашение.
Образец акта приемки выполненных работ
Образец акта приемки выполненных работ в табличной форме
Если у заказчика есть претензии
Что делать, если при приемке работ выясняется, что они выполнены не в полном объеме или их результат не вполне соответствует заявленному качеству? Заказчик может дать исполнителю время на исправление. Все свои претензии он излагает в акте приемки, а также указывает, что именно нужно доработать и в какой срок. Кроме того, можно составить отдельный документ о выявленных недостатках.